Вариации на тему юности

Состоялся 273-й выпуск Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники академии демонстрируют свой талант на сцене Мариинского театра. В течение трех дней зрительный зал был переполнен. Там царила торжественная атмосфера, хотя и приправленная волнением, любопытством и надеждой: кто же нынче претендует на титул звезды русского балета?

Вариации на тему юности | Фото В. Зензинова/предоставлено пресс-службой Академии русского балета

Фото В. Зензинова/предоставлено пресс-службой Академии русского балета

Структура нынешних выпускных вечеров, продуманно созданная Николаем Цискаридзе, отличается компактностью и внутренней драматургией. Три части концерта – это дань памяти трем гениям, связанным своим творчеством с историей Мариинского театра. Блистательный, поистине королевский первый акт из балета «Спящая красавица» посвящен 90-летию первого выпуска учениц Агриппины Яковлевны Вагановой, среди которых была выдающаяся Марина Семенова. «Вариации на тему «Раймонды» воскресили один из шедевров Джорджа Баланчина (Георгия Баланчивадзе), окончившего Петроградское хореографическое училище в 1921 году.

К третьему блоку концерта – сюите из балета «Лауренсия» – у Николая Цискаридзе особое отношение: он давно мечтал восстановить эту жемчужину советской хореографии, созданную выдающимся танцовщиком Вахтангом Чабукиани в 1939-м на сцене Кировского театра и со временем исчезнувшую из репертуара. Еще юношей, будучи учеником Тбилисского хореографического училища, Цискаридзе участвовал в постановке «Лауренсии», которую Чабукиани возобновлял в родном Тбилисском театре, и цепкая юношеская память сохранила структуру и особенности этого шедевра.

Огромную роль в подготовке сюиты характерных танцев сыграла профессор академии Ирина Генслер, блистательная балерина, исполнявшая в свое время почти весь характерный репертуар на сцене Кировского театра.

В этом году в мир балета отправляют своих учениц профессора Татьяна Удаленкова и Людмила Ковалева, доцент Мария Грибанова и педагог Татьяна Соломянко; мужскую «гильдию» танцовщиков подготовили преподаватели Андрей Ермоленков и Алексей Ильин. Студенты постарались не подвести своих наставников.

«Спящую красавицу» Чайковского – Петипа не случайно называют «Эрмитажем русской хореографии»: здесь прихотливо сочетаются все формы танца – ансамблевые «архитектурные» построения кордебалета, сложнейшие вариации, изысканные адажио.

...Утопающий в зелени сад словно напоен ожиданием. Все убыстряется темп оркестра, солирующие гобои словно предваряют легкую поступь принцессы Авроры. И вот в глубине, на площадке лестницы, среди буйно цветущей сирени появляется принцесса – Анастасия Лукина. В танце юной девушки звучит тема перехода из детства к зрелости, от игры и забав – к таинству жизни, которую она воспринимает с наивной верой в чудо, доброту и радость. Танец Анастасии Лукиной безупречен по форме, великолепны полетные прыжки, зачаровывают вихревые вращения. Свои вариации она наполняет оттенками чувств: двойные туры – словно всплески смеха, мягкие, потягивающиеся позы – кокетство, самолюбование, бравурные остановки – юное высокомерие. Сложнейшим фрагментом спектакля является блистательное адажио Авроры с четырьмя кавалерами, добивающимися ее руки. Лукина исполнила этот эпизод, поражая ажурными линиями, красотой аттитюдов, фантастическими «замираниями» на кончиках пуантов. В ее танце победно прозвучали сила и красота русской школы хореографии, бережно хранимой наследниками Агриппины Вагановой.

«Вариации на тему «Раймонды» дали возможность представить зрителям поочередно нескольких исполнителей – каждого, как говорили в старину, «в своем нраве». Изобретательность Баланчина кажется безграничной: учитывая возможности каждого танцовщика, хореограф создал для него свою вариацию-автограф. Парад классической хореографии открыл вальс кордебалета, который звучал словно увертюра к сольным «ариям» солистов, где свое мастерство продемонстрировали Ника Цхвитария, Элина Камалова, Елена Соломянко, Анастасия Лукина, Анастасия Изместьева, Саломея де Сантана. В «женское царство» Баланчин ввел партию кавалера, которую элегантно, в благородно-строгой манере исполнил Евгений Кузнецов.

Восстанавливая танцы в сюите из балета «Лауренсия», Ирина Генслер говорила о том, что в характерном танце даже мелкие движения должны быть наполнены «звучанием страсти». С огромным темпераментом исполнили знаменитый танец «Фламенко» Ольга Макарова, Никита Ксенофонтов и Семен Гончаренко. Контрастом этому полыханию страстей стал лирический танец с кастаньетами – диалог влюбленных, тонко переданный Эллой Перссон и Адрианом Митчелом.

Сюита из «Лауренсии» это не только парад характерных танцев. Едва ли не главное место в ней занимает классика и прежде всего партия Лауренсии, требующая от артистки легкости, графически четкого рисунка. Рената Шакирова (на снимке) стала идеальной кандидатурой на эту роль. Техника Шакировой поражает виртуозностью, смелостью, широтой и брызжущей энергией, каскады пируэтов очаровывают безупречностью формы. Центральный эпизод классического дивертисмента – гран-па трех пар, где Шакирова царит (не подберу другого слова) в окружении Анны Скворцовой, Елены Соломянко, Артема Келлермана, Никиты Вронских и Германа Борсай, который вполне корректно исполнил партию Фрондосо, жениха Лауренсии.

Зал долго не отпускал вышедших на сцену участников концерта и их педагогов – продолжателей бесценных традиций искусства русского балета.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (5478) от 15.06.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.