Варианты нормы

С грустным наслаждением перечитала «Пигмалиона» Шоу. Очень своевременная пьеса, как говорил забытый классик. Божественный дар членораздельной речи, которым восторгался профессор Хиггинс, увы, встречается все реже и реже.

Варианты нормы | ФОТО Asaf Eliason/shutterstock.com

ФОТО Asaf Eliason/shutterstock.com

Пятнадцатилетний мальчик, попавший на спектакль лондонского театра «Глобус», был потрясен прежде всего тем, как отчетливо английские актеры произносили каждый звук. В наших театрах такого не услышишь, хотя сто лет назад именно сценическая речь считалась образцом звучащего русского языка. Потом долгое время эталонной была речь дикторов радио и телевидения. Сегодняшним студентам-филологам дают задание – записать и проанализировать речевые ошибки в телепередачах.

При этом серьезные лингвисты ведут себя все более и более толерантно. В словарях все чаще появляются пометы, допускающие варианты произношения. Можно говорить «берёста», а можно и «берестА» с ударением на последнем слоге. Норма – «творОг», но допустимый вариант произношения, хотя и с пометой «разг.» – разговорный – «твОрог». Точно так же узаконен разговорный вариант «новорОжденный» вместо традиционного «новорождённый». Норма – «Ягодицы», но вполне допустимо, как советовал Маяковский, сесть на «ягодИцы» – в любом случае Земля окажется покатой.

Старинное слово «ворожеЯ», которое стало камнем преткновения в момент появления крема для лица с таким названием, теперь рекомендуется произносить с ударением на предпоследнем слоге, а ударное «Я» признано устаревшим. Мне долго не давалось идущее от французского языка произношение «жалюзИ». Очевидно, неискушенных во французском стало очень много – и в новейшем словаре в качестве нормы представлено произношение «жАлюзи», а исходно верное – в скобочках, вариантом, с точно отражающей процесс перехода пометой «устаревающее». В скобках рядом со словом «афера» мягкое «Не рекоменд.: афёра».

По поводу этих и аналогичных новейших орфоэпических «допусков» моя подруга-учительница возмущенно сказала: «Все можно упростить – встанем на четвереньки и начнем лаять». Признаться, я тоже иногда думаю, что ученые-лингвисты столь толерантны и склонны к пониманию тяжелого положения малограмотных потому, что в своей повседневной жизни по большей части общаются с себе подобными, свободно владеющими языковой нормой людьми. Неграмотной и невнятной речи вроде той, которую профессор Хиггинс в раздражении назвал квохтанием осипшей курицы, им слышать не приходится или приходится, но крайне редко.

Хуже преподавателям дисциплин, требующих владения устной речью. Другая моя подруга, всю жизнь проработавшая экскурсоводом, а сейчас занимающаяся обучением этому делу студентов, с тоской говорит о бесперспективности большей части нынешних своих учеников. В их головы можно вложить исторические и культурные знания, а вот интонации, идущие, по ее мнению, от неформальной среды (скажем проще: кухонные и подворотенные), изменить намного труднее.

Над превращением Элизы Дулиттл из жалкого существа, издающего уродливые звуки, в безукоризненно правильно говорящую «герцогиню» полгода бились два экстра-классных специалиста по фонетике. К тому же и девушка, по признанию ее учителей, оказалась гениальной. Кто, где, как сегодня учит говорить правильно? Учителя в школе? Извините, они должны проходить программы и готовить учащихся к непрерывным проверкам, исключительно тестовым. Следовательно, на уроках говорить с детьми некогда и незачем.

В учебниках русского языка изредка мелькнет на полях слово, правильное ударение в котором надо запомнить, чтобы потом при необходимости (в тесте ЕГЭ, например) письменно же воспроизвести – вот и вся орфоэпия. На всякий случай – так называется раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение. Но научить правильно ставить ударение в трех – пяти десятках слов не значит научить хорошо говорить. Есть законы произношения, есть культурная традиция, есть в конце концов серьезнейшая проблема взаимовлияния письменной и устной речи...

И если об этом всерьез не думать и не говорить, то перспектива превратиться в страну немых более чем реальна.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5382) от 22.01.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.