Вампиры на Литейном. В Петербурге состоялась премьера спектакля «Гран-гиньоль, или Театр ужаса и смеха»

В день, когда в театре «На Литейном» состоялась премьера спектакля «Гран-гиньоль, или Театр ужаса и смеха» (12+), ужасы начались — абсолютно в духе иммерсивного театра — еще на улице.

Вампиры на Литейном. В Петербурге состоялась премьера спектакля «Гран-гиньоль, или Театр ужаса и смеха» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В город, как всегда нежданно-негаданно, пришла зима. Повалил снег, а вслед за ним многочисленные неприятности. Отважные театралы увязали в сугробах, скользили и падали, стояли в пробках и так далее. Короче, «театр ужаса» начался еще до начала действия.

Спектакль напомнил нам, что прежде на месте театра были конюшни Шереметевского дворца, так что расчлененный Пегас в качестве элемента сценографии вполне уместен. Тем более что он увековечен на логотипе театра. После того, как графские лошади отсюда ускакали, их место занимали увеселительные заведения, театры малых форм, в том числе упомянутый в афише «театр ужаса», именовавшийся также театром сильных ощущений. О Литейном театре начала XX века зловредный критик Александр Кугель писал: «Театр сильных ощущений должен существовать, потому что театр дряблых ощущений никому не нужен… Искусство — это моральная баня, открывающая все поры души, засоренные действительностью». Современный зритель тоже готов пережить театр как SPA, но не всегда получается.

Действие музыкального детектива в постановке Сергея Морозова разворачивается в двух плоскостях: на сцене некогда существовавшего здесь театра ужаса и за кулисами. В зал персонажи тоже забегают, а на авансцене удачно расположились участники музыкального ансамбля во главе с Игорем Смирновым. Артисты обращаются к нему по‑свой­ски — Людвиг Ван, но, надеюсь, он не обидится, если мы назовем его тапером (Шостакович ведь этим не гнушался). Живой звук создает настроение, то нагоняя страху, то утешая. В отличие от хора и кордебалета — увы, не столь блестящих.

Завязка действия — исчезновение примадонны (Ася Ширшина) накануне премьеры. Есть кровавые следы, есть траурный букет, но, как во многих детективах, нет тела. В роли мисс Марпл выступает симпатичная бутафор-реквизитор с лошадиной фамилией Овсова. В этой роли заняты Татьяна Тузова и Светлана Шаврова — дамы приятные во всех отношениях. Параллельно мы узнаем немало пикантных подробностей из личной жизни мецената князя Дондук-Засекина (Сергей Гамов), сильно похожего на графа Зефирова и драматурга Борзикова из «Льва Гурыча Синичкина», а также директора «театра ужасов», с его бесконечными амурными похождениями. У одного из них есть даже жена — ревнивая грузинская княжна, которой опасно изменять и которую нельзя не заметить, ибо она — точь‑в-точь Ханума из известного спектакля.

Пародийных моментов в спектакле — хоть отбавляй. Он явно рассчитан на продвинутого зрителя. И когда появляется еще и доктор родом из Таганрога, то мы сразу оживляемся в надежде, что зовут его Антоном Павловичем. Но здесь ждет сюрприз: его зовут Максим, как совсем другого писателя…

Зрителям нового спектакля есть за чем следить, главное — не запутаться. Пойми-разбери, кто перед нами в данную минуту: персонажи пьесы Дондук-Засекина, К. Рубинского и М. Максимова (авторов либретто) или просто артисты театра «На Литейном». В финале они так горячо хором воспевают свой театр как самый лучший… Грех не согласиться. В номинации «кошмар и ужас» с «Гиньолем» мог бы конкурировать разве что «Бал вампиров» в Музкомедии.

Читайте также:

В Большом зале имени Антона Рубинштейна петербургской Консерватории состоялся первый вокальный акустический тест

На больших экранах вышла киносказка «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»


#спектакль #театр #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7828) от 17.01.2025 под заголовком «Вампиры на Литейном».


Комментарии