Вам улыбнется Кора из Афин

В Римском дворике Нового Эрмитажа до октября гостит архаическая статуя Коры из Музея Акрополя. Ее встречали на высоком уровне. На вернисаже присутствовали губернатор нашего города Георгий Полтавченко, министр культуры и спорта Греции Аристидис Балтас, министр культуры России Владимир Мединский, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Вам улыбнется Кора из Афин | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Кора впервые покинула родной музей, она приехала в наш город по обмену: в Афинах экспонируются знаменитые греко-скифские золотые предметы кургана Куль-Оба из эрмитажного собрания.

– Статуя Коры с ее характерной улыбкой символизирует радость жизни, – сказал президент Музея Акрополя Димитриос Пандермалис. – Эта девушка (в древнегреческом кора) счастлива, что покинула афинский музей, чтобы украсить своей красотой Эрмитаж.

Здесь шедевр пришелся «ко двору». Античные коллекции Эрмитажа знамениты римской скульптурой, памятники же ранней греческой пластики там почти не представлены.

Статуи кор, создававшиеся в конце VI – начале V века до н. э., служили приношениями в храм Афины, предназначались в дар божеству. Сегодня их называют «дочери Акрополя». То, что они дошли до нашего времени, – стечение обстоятельств, связанных с трагическими страницами греческой истории. В 480 году до н. э., во время греко-персидских войн персы поднялись на Акрополь, сожгли храмы, разбили статуи. Восстанавливая Акрополь, греки бережно завернули поврежденные скульптуры, пьедесталы, архитектурные фрагменты и спрятали в старой стене, не исключено, чтобы ее укрепить. Спустя два с половиной тысячелетия, в 1886 году, во время раскопок археологи нашли «могилу» произведений раннегреческого искусства.

Тогда были обнаружены и мраморные скульптуры, изображающие прекрасных девушек в нарядных одеждах и украшениях. Они различаются размерами, чертами лица, прической, одеждой. Но в их облике есть нечто общее – фронтальная постановка фигуры, выдвинутая правая нога. Одной рукой они протягивают подношение богине, другой придерживают край одежды.

Ответа на вопрос, кого изображали коры – Афину, жриц или умерших женщин, до сих пор нет. Исследователи полагают – никого конкретно. Девушки олицетворяли лучшие в понимании греков качества – юность, физическую красоту, гармонию духа и тела, оптимизм.

Кора, представленная в Эрмитаже, – творение аттического скульптора 520 – 510 годов до н. э. Она одна из четырнадцати, спрятанных греками в склоне Акрополя. Не исключено, самая привлекательная.

– Это одно из лучших скульптурных изображений, которые подносились богине Афине, – говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский – Статуя символизирует греческое искусство, начало великой Греции, от которого исходит то, что мы называем нашей культурой и цивилизацией.

Кора невысокого роста, хорошо сложена. У нее открытое, с правильными чертами лицо, миндалевидные глаза, улыбка на губах. Рукой она придерживает складку хитона, покрытого изображениями маленьких звезд. Тонкая ткань подчеркивает изгибы женского тела. У девушки сложная прическа: локоны на затылке, спирали на плечах, волны на лбу. Голову украшает диадема, шею – голубое ожерелье, правую руку – браслет. Наряд дополнен крупными голубыми серьгами с красной розеткой в центре.

Архаические статуи были ярко раскрашены. Следы раскраски сохранились на лице и волосах статуи. За спиной у Коры на экране возникает и исчезает реконструкция ее изображения в цвете.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 062 (5679) от 11.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?