«Валютным курсом чувств не воспитаешь»

26 октября народный артист России кинорежиссер Игорь МАСЛЕННИКОВ отметит 85-летие. Воплотивший на экране знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, подаривший зрителю три «Зимние вишни» мастер мог бы почивать на лаврах. Однако режиссер и сегодня в работе: он написал сценарий и готовится к съемкам «Зимней вишни-4». О том, как скоро зритель сможет увидеть еще одну работу Игоря Масленникова и какие препоны, немыслимые прежде, стоят на пути кинематографистов сегодня, режиссер рассказал журналистке Людмиле АНДРЕЕВОЙ.

«Валютным курсом чувств не воспитаешь» | ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

Голливуд атакует

- Игорь Федорович, сталкивается ли сегодня режиссер с такими трудностями, о которых он совершенно не задумывался в советскую эпоху?

- Вопрос, знаете ли, такой серьезный, что впору целую лекцию читать. Дело в том, что наш кинематограф находится сейчас в критической точке. Он атакован Голливудом. Я имею в виду прежде всего тот наш прежний кинематограф, к которому привык и который полюбил зритель, успевший его застать. Фильмы, во время которых зритель переживает, смеется, плачет - в общем, проявляет эмоции. Они задавлены голливудской продукцией.

- Но ведь поклонники голливудской продукции тоже, бывает, проявляют эмоции?

- Эти эмоции не растят душу, не воспитывают чувства. Голливуд ведь делает даже не американское кино, он делает универсальное кино для всего мира в расчете на одно-единственное - деньги. И наша молодежь покорно их отдает Голливуду. Ежегодно миллиарды долларов! Зрители заокеанского продукта приходят развлечься, посмотреть аттракционы и спецэффекты, стерео- и звуковые фокусы. Кино превратилось в развлекаловку. Бездумное ржание разве можно назвать достойной человека эмоцией? Всего лишь развлекуха. Мы, старые мастера, и наши ученики, которых мы учим, что кино связано с культурой души, с болью смотрим на создавшееся положение. Мы убеждены, что в фильме должны царить смех, слезы и любовь. Это не старомодно. Это то, ради чего кинематограф существует.

Снимал для народа

- Почему же сложилась такая ситуация, когда развлекуха захватила кинотеатры?

- Потому что все стало измеряться только валютными курсами и биржевыми котировками. Хотя, замечу, валютным курсом чувств не воспитаешь и гражданина не вырастишь. Конечно, кино - дело дорогое, это производство, оно требует техники, специалистов и так далее. Денег нужно немало. А их нет, потому что прокат нам не принадлежит. Почему было хорошо режиссеру раньше? Он думал о творческом и производственном процессе, а деньги его волновали мало. Слава богу, было триста тысяч киноустановок по всему Советскому Союзу, кино несло в бюджет прибыль, и оттого всегда находились деньги на финансирование фильмов. А теперь едва появляется проект, одна головная боль - деньги!

- А раньше как было, когда вы ставили картины еще на том, доперестроечном, «Ленфильме»?

- Когда пришел совсем молодым на студию, за нами, практически начинающими, ходили редакторы, говорили: «Прочти сценарий, может, понравится». Тем, кто сделал достойную дипломную работу, справился с первым фильмом, вообще открывалась зеленая улица. Кто хотел, тот работал постоянно. Я, например, привык смолоду работать и снял свыше сорока картин, причем не сделал ни одного заказного конъюнктурного фильма. Я всегда снимал то, что хотел, - фильмы для народа. И так было не только у меня. Все имели работу. Конечно, кто не хотел снимать, тот сидел в кафе, разговаривал об искусстве и слегка жаловался на судьбу. Но проблемы трудоустройства режиссера-постановщика не существовало в принципе, а от денежных проблем мы были ограждены.

«Вишня» по-прежнему в цене

- Игорь Федорович, если информация верна, то вы являетесь правообладателем всего лишь одного-единственного снятого вами фильма - «Зимняя вишня». Все остальное, в том числе сериал про Шерлока Холмса, увлечено неизвестно куда ураганом экономических реформ.

- Приблизительно так. «Вишня» принадлежит петербургской киностудии «Троицкий мост», художественным руководителем которой я являюсь. Все три фильма постоянно покупают телеканалы и кабельные сети всех стран СНГ. Этот мой проект помнят и любят. Именно поэтому в один не очень веселый день, когда я сломал ногу и слег, подумал: а почему бы не снять четвертую «Вишню»? И написал сценарий.

- О чем же будет новая история?

- Первую мы снимали при Советском Союзе, вторую - при Горбачеве, третью - в эпоху «ельцинизма». И я подумал: а ведь сейчас мы уже снова живем в новой эпохе. Люди уезжали - сейчас они возвращаются. Начинают думать о родине, о России. Безмерно жаль, что ушел из жизни исполнитель роли главного героя Виталий Соломин, но ведь все его жены и любови по фильму живы. Мало того, они полны энергии и готовы сниматься: и Елена Сафонова, и Лариса Удовиченко, и Ирина Мирошниченко. Да и дети киногероев живы. Я решил показать, какими эти дети стали, когда выросли.

- И перед вами встал проклятый денежный вопрос?

- Именно. Хотелось бы решить его поскорее, я все-таки уже в возрасте. Но если вдруг занедужу, съемки подхватят мои ученики: не зря я все-таки двадцать лет отдал педагогической работе! Сейчас продюсер ищет разные варианты финансирования.

- На государственную поддержку не рассчитываете?

- Отчего же, рассчитываю. Но поддержка, если будет оказана, не решит и малой доли проблем реализации проекта. К сожалению, денег у них мало. Причина именно в том, с чего мы начали наш разговор: кинопрокат по-прежнему не в руках государства.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5813) от 20.10.2016.


Комментарии