«Валютным курсом чувств не воспитаешь»

26 октября народный артист России кинорежиссер Игорь МАСЛЕННИКОВ отметит 85-летие. Воплотивший на экране знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, подаривший зрителю три «Зимние вишни» мастер мог бы почивать на лаврах. Однако режиссер и сегодня в работе: он написал сценарий и готовится к съемкам «Зимней вишни-4». О том, как скоро зритель сможет увидеть еще одну работу Игоря Масленникова и какие препоны, немыслимые прежде, стоят на пути кинематографистов сегодня, режиссер рассказал журналистке Людмиле АНДРЕЕВОЙ.

«Валютным курсом чувств не воспитаешь» | ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

Голливуд атакует

- Игорь Федорович, сталкивается ли сегодня режиссер с такими трудностями, о которых он совершенно не задумывался в советскую эпоху?

- Вопрос, знаете ли, такой серьезный, что впору целую лекцию читать. Дело в том, что наш кинематограф находится сейчас в критической точке. Он атакован Голливудом. Я имею в виду прежде всего тот наш прежний кинематограф, к которому привык и который полюбил зритель, успевший его застать. Фильмы, во время которых зритель переживает, смеется, плачет - в общем, проявляет эмоции. Они задавлены голливудской продукцией.

- Но ведь поклонники голливудской продукции тоже, бывает, проявляют эмоции?

- Эти эмоции не растят душу, не воспитывают чувства. Голливуд ведь делает даже не американское кино, он делает универсальное кино для всего мира в расчете на одно-единственное - деньги. И наша молодежь покорно их отдает Голливуду. Ежегодно миллиарды долларов! Зрители заокеанского продукта приходят развлечься, посмотреть аттракционы и спецэффекты, стерео- и звуковые фокусы. Кино превратилось в развлекаловку. Бездумное ржание разве можно назвать достойной человека эмоцией? Всего лишь развлекуха. Мы, старые мастера, и наши ученики, которых мы учим, что кино связано с культурой души, с болью смотрим на создавшееся положение. Мы убеждены, что в фильме должны царить смех, слезы и любовь. Это не старомодно. Это то, ради чего кинематограф существует.

Снимал для народа

- Почему же сложилась такая ситуация, когда развлекуха захватила кинотеатры?

- Потому что все стало измеряться только валютными курсами и биржевыми котировками. Хотя, замечу, валютным курсом чувств не воспитаешь и гражданина не вырастишь. Конечно, кино - дело дорогое, это производство, оно требует техники, специалистов и так далее. Денег нужно немало. А их нет, потому что прокат нам не принадлежит. Почему было хорошо режиссеру раньше? Он думал о творческом и производственном процессе, а деньги его волновали мало. Слава богу, было триста тысяч киноустановок по всему Советскому Союзу, кино несло в бюджет прибыль, и оттого всегда находились деньги на финансирование фильмов. А теперь едва появляется проект, одна головная боль - деньги!

- А раньше как было, когда вы ставили картины еще на том, доперестроечном, «Ленфильме»?

- Когда пришел совсем молодым на студию, за нами, практически начинающими, ходили редакторы, говорили: «Прочти сценарий, может, понравится». Тем, кто сделал достойную дипломную работу, справился с первым фильмом, вообще открывалась зеленая улица. Кто хотел, тот работал постоянно. Я, например, привык смолоду работать и снял свыше сорока картин, причем не сделал ни одного заказного конъюнктурного фильма. Я всегда снимал то, что хотел, - фильмы для народа. И так было не только у меня. Все имели работу. Конечно, кто не хотел снимать, тот сидел в кафе, разговаривал об искусстве и слегка жаловался на судьбу. Но проблемы трудоустройства режиссера-постановщика не существовало в принципе, а от денежных проблем мы были ограждены.

«Вишня» по-прежнему в цене

- Игорь Федорович, если информация верна, то вы являетесь правообладателем всего лишь одного-единственного снятого вами фильма - «Зимняя вишня». Все остальное, в том числе сериал про Шерлока Холмса, увлечено неизвестно куда ураганом экономических реформ.

- Приблизительно так. «Вишня» принадлежит петербургской киностудии «Троицкий мост», художественным руководителем которой я являюсь. Все три фильма постоянно покупают телеканалы и кабельные сети всех стран СНГ. Этот мой проект помнят и любят. Именно поэтому в один не очень веселый день, когда я сломал ногу и слег, подумал: а почему бы не снять четвертую «Вишню»? И написал сценарий.

- О чем же будет новая история?

- Первую мы снимали при Советском Союзе, вторую - при Горбачеве, третью - в эпоху «ельцинизма». И я подумал: а ведь сейчас мы уже снова живем в новой эпохе. Люди уезжали - сейчас они возвращаются. Начинают думать о родине, о России. Безмерно жаль, что ушел из жизни исполнитель роли главного героя Виталий Соломин, но ведь все его жены и любови по фильму живы. Мало того, они полны энергии и готовы сниматься: и Елена Сафонова, и Лариса Удовиченко, и Ирина Мирошниченко. Да и дети киногероев живы. Я решил показать, какими эти дети стали, когда выросли.

- И перед вами встал проклятый денежный вопрос?

- Именно. Хотелось бы решить его поскорее, я все-таки уже в возрасте. Но если вдруг занедужу, съемки подхватят мои ученики: не зря я все-таки двадцать лет отдал педагогической работе! Сейчас продюсер ищет разные варианты финансирования.

- На государственную поддержку не рассчитываете?

- Отчего же, рассчитываю. Но поддержка, если будет оказана, не решит и малой доли проблем реализации проекта. К сожалению, денег у них мало. Причина именно в том, с чего мы начали наш разговор: кинопрокат по-прежнему не в руках государства.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5813) от 20.10.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.