Вадиму Лобанову - 80! Народный артист России о театре и работе в СПбГУ

Сегодня исполняется 80 лет народному артисту России Вадиму Владимировичу Лобанову. Но ни на сцене, ни на экране мы его не увидим. Ныне его главная роль – профессор СПбГУ. 35 лет назад артист в свои уже не юные 45 лет дебютировал на кино- (точнее – теле-) экране в фильме «Переступить черту». И сразу запомнился и полюбился зрителям в роли следователя Сажина, которого тут же стали сравнивать с героем Достоевского Порфирием Петровичем из «Преступления и наказания». Ему не нужны были слова, он потрясающе держал паузу. При этом никто не знал, откуда взялся этот человек, по словам Г. А. Товстоногова, совершенно не похожий на артиста.Между тем за его плечами уже тогда был большой театральный опыт. Начал с роли Намбы в спектакле Русского театра Эстонской ССР «Том – Большое сердце», учился в Москве, репетировал князя Мышкина, играл в театре «Скоморох», который лично Фурцева сослала в Сибирь. В Иркутске и Омске играл лучшие роли мирового репертуара. В том числе и того самого Порфирия Петровича. Переступив географическую черту, приехав в Ленинград, работал и у Додина в МДТ, и у Товстоногова в БДТ. Еще недавно можно было увидеть Лобанова на сцене Театра Комедии в спектакле «Средство Макропулоса». Сейчас, похоже, с театром артист расстался. Свой выбор Вадим ЛОБАНОВ объяснил журналисту Елене АЛЕКСЕЕВОЙ.

Вадиму Лобанову - 80! Народный артист России о театре и работе в СПбГУ | ФОТО Владимира БЕРТОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Владимира БЕРТОВА/ИНТЕРПРЕСС

– Вадим Владимирович, почему вы ушли со сцены?

– С некоторых пор я не доверяю режиссерам. Мне с ними неинтересно. Вы помните, как я ушел из «Балтийского дома» – не выдержал общения с Жолдаком, у которого репетировал в «Тарасе Бульбе». Ничего нового и содержательного люди этого склада (может быть – поколения) сообщить мне не могут. Я тридцать лет играл на сцене, сыграл столько прекрасных ролей, встречался с выдающимися мастерами и, наверное, как профессионал вполне удовлетворен. В кино снимаюсь, но тоже стал очень разборчив.

– В кино вы тоже много преуспели. У кого только не снимались! У Лопушанского, Муратова, Бортко, Мельникова, Титова, Озерова, Сокурова, Трегубовича, Тепцова, Снежкина, Хлебникова... И кого только не играли: министров, маршалов, генералиссимусов, градоначальников – от Безбородко до Хрущева... В этом году и вовсе в сериале «Последний министр» вашим героем стал наш современник Владимир Познер... Короче – наигрались. Может, потому и ушли в педагогику?

– Преподавать я начал в 1969 году в Иркутске в театральном училище, потом продолжил в Омске. А с 2006 года я заведую кафедрой театрального искусства на факультете искусств СПбГУ.

– Это там, где деканом Валерий Гергиев? Серьезная компания. А нет ли при этом у вас конкуренции с Российским институтом сценических искусств?

– Какая конкуренция? В создании нашей кафедры участвовал Лев Геннадьевич Сундстрем, бывший ректор института на Моховой. У нас преподают выпускники этого вуза. А учиться приходят те, кто по каким-то причинам не поступил в театральный институт. У нас, к сожалению, нет бюджетных мест, но конкурс все равно большой.

– А у выпускников нет проблем с трудоустройством?

– Как правило, нет. Они работают и в питерских театрах, и в Москве. Наших воспитанников можно увидеть в «Сатириконе», в «Балтийском доме», в Театре Ленсовета, в Комиссаржевке, «На Неве»... Хотя есть театры, которые их даже смотреть не хотят, ссылаясь на «непрофильность образования».

– Значит, какие-то отличия в программе обучения есть?

– Считаю, что наша программа не хуже. Во-первых, мы даем полноценное базовое университетское образование. Во-вторых, некоторые предметы есть только у нас. Например, «специфика работы актера в кино и на телевидении» или «специфика работы в эстрадно-речевом жанре»... Мы не одни такие. Это мировая практика. В Лондонском университете тоже есть факультет драматического искусства.

– А как вы существуете в этом году? Как курс набирали? Очно или заочно?

– В этом году вступительные экзамены были, увы, не вживую. Но все равно набрали хороших ребят. 27 человек. Педагоги довольны.

– Питерских? Или есть иногородние?

– Много иногородних. Иностранцы тоже есть. Двое китайцев поступили, но приехать им не удалось. Но есть студент из Испании, из Узбекистана, из Белоруссии, из Донбасса.

– А как обучение сейчас проходит?

– Я написал ректору заявление, что дисциплины, относящиеся к актерскому мастерству, нельзя преподавать онлайн. И занятия по сценречи, вокалу, сцендвижению, танцу, конечно, проходят очно. Иначе невозможно. Общеобразовательные предметы изучаются дистанционно. Меня к очному преподаванию сейчас не допускают.

– Конечно, вы – старше 65.

– Скоро буду старше 80.

– Ну на сей раз вы даже не заметите, как переступите эту черту.

– Да, мы с женой и дочкой вот уже почти год как живем за чертой города, на удаленке. С коллегами общаемся в основном по зуму. Конечно, хотели бы собрать друзей, но, увы, придется ждать лучших времен.

#юбилей #актеры #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6806) от 16.11.2020 под заголовком «Лобанов переступает черту».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?