В тени Пушкинской

Русский музей открыл подряд две показательные выставки: «Пушкинская, 10. Территория свободы» в Мраморном дворце и персоналию Александра Самохвалова в корпусе Бенуа.

В тени Пушкинской | И. Иванов. «Три куклы». 1994 г.

И. Иванов. «Три куклы». 1994 г.

В обоих случаях выбор темы выставок диктовался обстоятельствами. В первом – юбилейными: в 2014 году исполняется 40 лет выставке неофициальных художников в ДК Газа и 25-лет арт-центру «Пушкинская, 10». Во втором – пожеланиями спонсора. Результаты получились совершенно разными. Сегодня поговорим о «Территории свободы», в следующий раз – о большой выставке произведений Самохвалова.

Удивление вызвала уже расстановка акцентов. На первом месте – пушкинцы, на втором – «газоневцы». Первый аккорд выставки, ее идейный центр – три произведения Сергея Ковальского: «Аудиовизуальный объект. Геометрия параллелошара # 3», «Модель параллелошара # 1» и большая – во всю стену парадного зала – инсталляция «Пик коммунизма».

Первые две работы проповедуют преемственность пушкинцев от русского авангарда, но выглядят оформлением для бизнес-центра. «Пик» перегружен литературными деталями: макет ленинского бревна с субботника; игрушки, которыми могли пользоваться в детстве другие вожди, многочисленные мелкие фотографии. И ничего о причинах краха коммунистической идеи, которые сейчас не выглядят такими простыми, как 25 лет назад.

«Крестоокно. Геометрическое построение» Евгения Орлова из железной арматуры и сюрреалистический триптих Юла Рыбакова «Жили-были» с земным шаром на большой ладони завершают показ работ руководителей арт-центра «Пушкинская, 10».

Дальше – конспективно и вперемежку пейзажи Шварца и Васми рядом с цветастой моделью храма Любви Коли Васина. За ними не лучшие ассамбляжи Вадима Войнова из серии «Пластика» и не лучшие объекты с канцелярскими кнопками Андрея Чежина.

Неоакадемическая картина-манифест Олега Маслова и Виктора Кузнецова «Да здравствует колонна» соседствует с графическими партитурами художника и музыканта Дмитрия Шубина, тут же скромно притулилась фотография «Наводнение» Бориса Смелова.

Остальное пространство «любезно» отдано «газоневцам». За редкими исключениями, например, «Лестница (ДК связи)» Арефьева или «Завод» Рапопорта – это вещи 1990-х годов. Скажем, «Бой Руслана с головой» Гаврильчика, где изображена голова Ленина, не могла появиться в «газоневские» времена.

Дизайнерски выставка сделана грамотно: освещение, фон, сбалансированы размеры картин и цветовые пятна. Но смыслы ускользают. Старые вещи смешаны с новыми, значительные художники со второстепенными.

Остаются вопросы. В частности, почему не представлены художники галереи «Навикула артис», самого интересного пространства Пушкинской, 10? Говорят, что на выставку попадали только те авторы, у кого есть мастерская в арт-центре. Такой принцип выглядит странным.

Впрочем, главный вопрос надо адресовать Русскому музею. Имело ли смысл предоставлять залы для смешивания в одном флаконе «газоневцев» и пушкинцев? Родство, разумеется, существует, многие имена совпадают. Но «Пушкинская, 10» активно работает, туда можно прийти и многое увидеть. Правда, музей нонконформизма обходится без постоянной экспозиции, но это отдельная тема.

От национального художественного музея хотелось получить честное размышление о роли «газоневщины» в истории искусства, даже если оно совсем скромное. Именно истории искусства, а не истории политических протестов. Конечно, произведения двух давних выставок невозможно собрать снова, но кураторская задача сделать проект интересным и убедительным. Русский музей предпочел уклониться от острой темы.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5355) от 05.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...