В театре музыкальной комедии покажут спектакль-путешествие по ресторанам Петербурга

В афише Малой сцены Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии появится спектакль-путешествие по ресторанам Петербурга - Петрограда начала XX столетия - «Кабаре для гурманов». Об этой постановке в стиле модерн с балетмейстером и режиссером спектакля Гали АБАЙДУЛОВЫМ беседовала журналист Елена БОБРОВА.

В театре музыкальной комедии покажут спектакль-путешествие по ресторанам Петербурга | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

- Гали Мягазович, я прочитала пьесу-композицию, которую сочинил режиссер Игорь Коняев. В ней не было такого персонажа, как Александр Вертинский. В спектакле он появился, хотя судьба этого артиста не была связана с Петербургом. Если не считать дебюта его Пьеро...

- Мне не хватало такой фигуры - безусловного символа отечественного кабаре эпохи модерна. Ариетка Черного Пьеро, которую я выбрал - «Прощальный ужин», - ложится на тему нашего спектакля, как будто специально написанная. «Сегодня музыка больна», - поет Вертинский, и мы переходим в жесткое время конструктивизма 1920 - 1930-х годов. Тогда кабаре в Советской России умерло.

Признаюсь, в этом есть и личный момент. Мое знакомство с творчеством Вертинского произошло в 1960-е годы в нотном магазине на улице Желябова, возле Конюшенной площади. В букинистическом отделе продавались ноты в два листа - «любимые песни московских цыган», романсы и мелодекламация начала ХХ века, которые по тогдашней моде были украшены всевозможными виньетками и портретами певцов. Среди них я разглядел Черного Пьеро. Для меня он стал открытием - я с детства влюблен в модерн, в этот стиль умирающей красоты...

- Необычная любовь для подростка.

- Возможно. Но, может быть, сыграло роль и то, что я с раннего детства был «отравлен» пылью кулис. Я жил во дворе Большого театра кукол и благодаря своим друзьям, монтировщикам сцены, проникал внутрь театра. Этот мир меня заворожил.

- Вернемся к «Кабаре для гурманов». Лишь первая часть его посвящена дореволюционному времени, а во второй звучат хиты нэпа «Бублики» и «Купите папиросы»...

- Мне хотелось показать спектр возможностей музыкального театра, поэтому все эпизоды решены по-разному. Гротеск мы зарифмовали с романтикой, а утонченность модерна с излюбленными песенками беспризорщины. И все эпизоды, драматические и музыкальные, объединены местом действия - петербургскими-петроградскими ресторанами.

- Причем реквизита практически нет. Никаких тарелок, ложек, вилок...

- Мне хотелось, чтобы актеры не прятались за бутафорией и декорацией, чтобы внимание зрителей было направлено прежде всего на исполнителей. Чтобы люди вслушивались в слово, потому что тексты у нас замечательные - Чехова, Зощенко, Аверченко, Блока, Агнивцева, Маяковского, Ильфа и Петрова. Сценарий дает нам точный адрес - кабаре. Нужно представлять, как рождалось это искусство: в небольших ресторанчиках, на маленьких эстрадках разыгрывались драматические сценки, скетчи, ставились вокальные и танцевальные номера. У нас все построено по тому же принципу.

- Этот жанр умер вместе с нэпом и возродился в 1970-е. Вы это помните? Говорят, в рестораны «Ленинград» и «Тройка» было не попасть.

- А как же! Конечно, помню. И, конечно, эти шоу были очень популярны - их программы были полной противоположностью официозу «Ленконцерта». Роскошная музыка, яркие наряды и, что уж греха таить, - девочки с длинными ножками, танцующие канкан. Появились гротесковые номера. Шаловливые. Ничего подобного не было на серьезной советской эстраде.

- Ну она не всегда была серьезна. Навскидку вспоминаются «Кабачок «13 стульев». Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична. Я уже не говорю о Райкине и появившемся тогда «студенте кулинарного техникума» Хазанове.

- Это был юмор социально-бытовой, а не фривольный, «половой». Что людей волнует в первую очередь? Отношения между мужчиной и женщиной. Что движет историей? Войны и альковные похождения.

- «Кабаре для гурманов» - это ваша первая постановка в родном Петербурге в качестве режиссера?

- Да. Я поставил четыре мюзикла в Новосибирске и два в Омске. А с Петербургом почему-то пока не складывались отношения. Был период, когда ходил, надоедал: «а давайте поставим это», «а давайте поставим то». Но ничего из этого не получалось, так что отбили желание. Я просто рассматриваю предложения и говорю «спасибо, да» или «спасибо, нет». И первична для меня музыка. Вне зависимости от того, приглашают меня в качестве хореографа или режиссера, в кино, в музыкальный театр или драматический, я ставлю музыку. Помню, ставил что-то в Новосибирском театре музыкальной комедии как хореограф, а директор театра все уговаривал меня взяться за мюзикл «Гадюка» по рассказу Алексея Толстого. Я отговаривался, пока не получил фонограмму Колкера. Услышав музыку, я уже устоять не смог!

- Мюзикл «Гадюка» признан не только профессиональным сообществом (Гали Абайдулов получил высшую театральную премию «Золотая маска» как «лучший режиссер»), но и зрителями.

- Да, и, надо признаться, успех «Гадюки» был для нас самих неожиданным. Мы его поставили в 2008 году, а на него ходят до сих пор с невероятным энтузиазмом. Причем мы не пошли вразрез с первоисточником. Это самая настоящая драма про изломанную, раздавленную женскую судьбу.

- Вы принципиально подчеркнули, что следовали рассказу Толстого?

- Я не новатор в том смысле, чтобы перекраивать под современные реалии классику. Для меня всегда была важна эстетика того времени, когда было написано произведение. Скажем, «Гамлет» Смоктуновского мне и в юности был ближе, чем «Гамлет» Высоцкого, хотя Юрий Любимов был далек от тех перевертышей, на которые идут режиссеры сегодня, ставя Шекспира. Этих экспериментаторов я не понимаю. Зачем вы корежите под себя уже созданное, пишите современные пьесы!

- А вам бы хотелось поставить на современную тему, что-то вроде reality-мюзикла?

- Не знаю, все зависит от материала. Пока мне почему-то предлагают постановки, связанные с разными эпохами, но не с современностью - то начало ХХ века в «Гадюке» и спектакле «Петербург. Белый», то ХIХ век в «Хануме» и в мюзикле по гоголевскому «Вию», то эпоха пиратов в романтической истории «Одиссея капитана Блада»...

- А ведь не так давно многие были уверены, что мюзикл в России не приживется. Хотя первые опыты еще в 1970-е годы - знаменитые спектакли Владимира Воробьева «Свадьба Кречинского» и «Труффальдино из Бергамо» на сцене Ленинградсского театра музкомедии - были более чем успешны.

- То был огромный шаг вперед. Но все-таки что такое настоящий мюзикл в его американской версии, я узнал благодаря кино. Мы очереди отстаивали в кинотеатр Госфильмофонда, чтобы посмотреть старые картины, преимущественно заграничные. Я с таким восторгом смотрел «Серенаду Солнечной долины», мюзиклы с Фредом Астером и Джинджер Роджерс. И тогда я мог только мечтать поставить что-то в этом жанре. Когда в конце 1970-х годов Александр Белинский вместе с хореографом Дмитрием Брянцевым делали фильм-балет «Старое танго», я их уговаривал: «Давайте сделаем в стиле Фреда Астера». Но меня никто не услышал - ни Астер, ни жанр не был популярен...

- Благодаря Александру Белинскому родился жанр телебалета, вспомним его знаменитые постановки с Екатериной Максимовой - «Галатею», «Жиголо и Жиголетто», «Анюту». Мог ли жанр мюзикла увлечь Белинского?

- Мог, если бы он нашел команду. Александр Аркадьевич Белинский обладал удивительным талантом - он был гениальным продюсером. Уровня Дягилева с его «Русскими сезонами». Александр Аркадьевич, загоревшись какой-нибудь идеей - а идеями он фонтанировал, - дальше собирал в нужном месте в нужное время очень нужных людей, которые эту идею могли реализовать. Талант Белинского в этом смысле заключался в его безошибочном нюхе и на людей, и на сами идеи, которые на первый взгляд могли казаться абсурдными. Ведь в чем идея «Галатеи»? Девочка не умеет говорить - ноги завернуты. Чем дальше она овладевает речью, тем больше ее ноги разворачиваются, и наконец она становится на пуанты. Казалось бы, на поверхности лежащая идея, но ведь никто другой до нее не додумался. А Белинский придумал, пригласил хореографа Дмитрия Брянцева, блистательную классическую балерину Екатерину Максимову, в которой он разглядел невероятный талант драматической актрисы. И, пожалуйста, - «Галатея», о которой говорили тогда все.

Кто знает, как сложилась бы моя творческая судьба, если бы мне не довелось встретиться с Александром Белинским. Ведь после «Анюты» меня в свой цех приняли драматические артисты, я для них стал своим. Потом он доверил мне стать хореографом на его фильме-балете «Чаплиниана». Так что Александр Аркадьевич - добрый гений в моей жизни. И я рад, что мы вспомнили о нем в годовщину его ухода...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.