В Музее политической истории России показали рукотворные «чудеса»

Проект «Посетить обязательно!», который представлен в Музее политической истории России, посвящен забытой странице этой истории. 95 лет назад, летом 1923 года, в Москве открылась I Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Она стала началом выставочного дела в СССР, предшественницей выставок достижений народного хозяйства.

В Музее политической истории России показали рукотворные «чудеса» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В декабре 1922 года Х съезд Советов, принявший Декларацию об образовании СССР, утвердил и резолюцию «О сельскохозяйственной выставке». Ее главной задачей была заявлена «смычка города и деревни». Начинался нэп, советское государство хотело заинтересовать крестьян новыми аграрными технологиями. Расчет был на налаживание товарного производства в деревне. Рабочих привлекали показом тракторов и другой техники, которую они должны создавать в массовых масштабах. Иными словами, машины в обмен на хлеб. И тех, и других завозили в столицу целыми поездами, читали лекции, водили в Большой театр...

Для размещения выставки выбрали 100 гектаров на берегу Москвы-реки. Сейчас это территория Новой Третьяковки, ЦПКиО им. Горького и Нескучного сада. В ЦПКиО сохранились руины павильона «Машиностроение» - единственного сделанного из бетона, остальные были деревянными. В сильно перестроенном виде существует павильон «Кустарь», созданный по проекту Алексея Щусева, который был главным архитектором выставки. Всего за рекордные 10 месяцев было построено 225 павильонов. На выставке демонстрировалось 150 тысяч экспонатов, в ее работе участвовали 5 тысяч экспонентов, в том числе 600 зарубежных фирм. За два месяца выставку посетили 1,6 млн человек. Для удобства публики через улицу Крымский Вал был переброшен временный акведук, соединявший отечественный и иностранный разделы.

Вид этого моста сохранился на архивных фотографиях. Они, а также чертежи выставочных павильонов, плакаты, путеводители по выставке и посвященные ей почтовые марки (первые в СССР), произведения народных промыслов, газетные статьи и редкая кинохроника из собраний российских музеев и архивов составляют основу проекта «Посетить обязательно!».

Музей взял эпиграфом строки Владимира Маяковского: «Вся советская земля загудела гудом. Под Нескучным у Кремля выстроено чудо».

Чудо было вполне рукотворным. Павильон «Махорка» создал Константин Мельников, показательный павильон «Совхоз» - Николай Колли. Павильон «Туркестан» стал последним реализованным проектом Федора Шехтеля. В главном павильоне были установлены скульптуры Сергея Коненкова «Атлант» и «Кариатида».

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Алексей Бойко, сотрудник музея, один из кураторов выставки, при всем обилии материалов архитектурных чертежей павильонов известно всего несколько. В частности, это проект павильона Дальнего Востока, созданного Ильей Голосовым на стыке конструктивизма и «азиатского» романтизма.

Не меньший интерес вызывают предметы начала ХХ века из собрания Российского этнографического музея, которые «участвовали» в проекте 1923 года. Это коса английского производства, безмен на 45 фунтов (18 кг), светец для лучины. Названия женской одежды звучат как стихи: шушун, насова, коротайка... 95 лет назад их представили как натуру, уходящую навсегда.

Материал был опубликован в газете под № 116 (6225) от 02.07.2018 под заголовком «В шушуне - на трактор».

#выставка #СССР #музей политической истории

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?