В России нет моды?! Но есть Слава Зайцев

Ах, мода, мода. Невероятная, непредсказуемая, переменчивая, как питерская погода,. завораживающая, сводящая с ума и женщин, и мужчин всех возрастов и во вся времена. Она никогда не топчется на месте, все куда-то спешит, то на шпильках, то на тяжелых платформах и, словно боясь опоздать, устремляется все дальше и дальше, захватывая в свою круговерть отчаянных пижонов и модниц. И это неудивительно, потому что почти все население земного шара всегда хочет выглядеть красиво и элегантно. Ведь одежда каждого из нас — как наша визитная карточка, как средство коммуникации, как признак культуры. Это целый мир гармонии и красоты, который позволяет открыть в себе новые стимулы, поверить в свои возможности. Примечательно, что ведущими новаторами и законодателями моды становятся обычно мужчины. Талант, вкус, мастерство, фантазия и чувство меры гораздо более •свойственны (да не обидятся на меня милые дамы) именно мужчинам.
Ну посмотрите сами — вот имена мирового значения: Пьер Карден, Ив Сен Лоран, Валентино, Кристиан Диор, Джан Фрамко Фере, Клод Монтана, Джордж Армани, Карл Лагерфельд, Вячеслав Зайцев. Все эти имена, многие из которых уже стали историей, составляют загадочную и манящую «империю» моды. Сегодня мы поговорим с одним из этих мастеров «от кутюр», с нашим соотечественником Вячеславом Зайцевым.
Его имя широко известно и в России, и за ее пределами. Московский Дом мод, Театр моды, столичные «бутики», российские и зарубежные награды, дипломы, почетное гражданство Парижа, членство в различный союзах — все это Вячеслав Зайцев.
И естественно, что к столь титулованной и «небоскребной» особе уже изначально было заложено почтительное отношение.

В России нет моды?! Но есть Слава Зайцев |

— Вячеслав Михайлович, вы…

— Ну зачем так официально? Мы же договорились. Зовите меня просто Слава (сказано это было очень спокойно, без претензии на псевдопростоту, так что «Вячеслав Михайлович» сразу отпал и остался только Слава, невзирая на возраст и известность).

— Слава, вот лично мне, ваше творчество нравится еще и потому, что оно в принципе очень реалистично. Ну, пожалуй, за исключением «Фантазмов». А ведь авангард — в моде делать, на мой взгляд, гораздо легче, чем носимые вещи…

— У нас действительно появилось много художников, которые не имеют никакого отношения к моде, но которые говорят, что созидают моду. На самом деле моды в России просто нет. Есть попытки найти свой стиль, свое направление, но это еще не мода. Мода, как я представляю, это отлаженный механизм всех отраслей легкой промышленности и сервиса. Это согласованное производство, когда на прилавке магазинов выбрасывается заранее опять-таки согласованный модный товар. Если условно предлагается какая-то цветовая гамма в одежде, то она должна повсеместно добавляться и в ткани, и в аксессуары, и в интерьер. У нас этого никогда не было и, к сожалению, нет по сей день. Мы не имеем профессиональной информации о моде. И совершенно неверно журналисты пишут о новой волне в моде, представляя коллекцию того или иного художника. Это еще не мода. Это просто отдельные разработки отдельных художников.

— .То есть и вы тоже не созидаете моду?

— Конечно нет. Я разрабатываю свой собственным стиль в том микромире, который сам создал. Сейчас, правда, мы делаем попытки создать свою линию моды, когда дается одежда, головные уборы, галстуки, обувь, фурнитура и т. д., как это делает Пьер Карден или Ив Сен Лоран, например.

Но это трудно. Высокая мода сама по себе убыточна, и у нас пока нет людей, нет меценатов, которые вложили бы деньги. Они еще недооценивают возможности модном индустрии.

Ну а что касается авангарда, то, пожалуй, вы правы. Творить реальность всегда гораздо сложнее, чем нечто несуществующее в быту. Хотя есть действительно настоящие талантливые художники-авангардитсы.

— Но в России, особенно в последнее время, появляется очень много авангардных коллекций, которые, пожалуй, больше призывают к прикладному искусству, нежели к моде, к искусству одеваться.

— Да, на самом деле сейчас очень много говорят и пишут о новых авангардных именах. Но, как показывает жизнь, все эти коллекции недолговечны, и прежде всего потому, что они совершенно нереальны. Люди просто платят деньги, чтобы о них писали и «крутили» по ТВ. А все талантливые художники, вероятно, находятся в тени, потому что они не предприниматели. Мы же устали от засилья безвкусицы, которая со страшной силой прет с экранов ТВ, когда представляются коллекции некоторых русских молодых модельеров.

— Я могу показаться несколько противоречивым, но... исходя из ваших слов, можно сделать вывод, что в России существует только одни модельер, реально творящий моду. Это Слава Зайцев!

— Только пытающийся творить моду. И, конечно, не един. Есть шикарные и очень перспективные имена. Егор Зайцев, например.

— Гм-м!!

— Я называю его не потому: что он мой сын, а лишь потому, что он мой достойный конкурент и действительно очень интересный художник. В трикотаже хочется отметить Ингу Филиппову, Надю Барковскую. Они так же, как и Егор, работают в моем Доме моды. У них хорошие условия, свои самостоятельные мастерские, своя линия творчества. Пока все мои художники идут под лейблом «Slava Zaitsev», и это им помогает. Но я стремлюсь сделать их имена независимыми.

— Слава, а есть желание провести со своими подопечными широкомасштабную стильную агрессию на Запад?

— В принципе у меня много предложений открывать свои «бутики» в Европе. Но я считаю, что сегодня все еще неконкурентоспособен в силу того, что нет той фурнитуры, нет тех тканей и подкладок, устаревшее во многом оборудование. Да потом и в России огромное поле деятельности, и я думаю, что нужен людям здесь гораздо больше.

— Кажется, в самом конце 80-х французы назвали вас человеком года моды мира. Таким образом можно сказать, что они приняли вас в семейство «от кутюр». При этом из-за дефицита подкладок вы считаете себя неконкурентоспособным. Как-то дико это звучит.

— Проблема, конечно, не только в подкладках и фурнитуре, хотя материально-сырьевая база бьет, что говорится, ниже пояса.

А признание французов действительно произошло в 1989 году. Помню, гораздо раньше, еще аж в 1974 году, в одном из западных журналов была опубликована галерея выдающихся художников-модельеров мира за прошедшие сто лет. И среди портретов Фредерика Ворта, Коко Шанель, Кристиана Диора была опубликована моя фотография. И подпись, что этот человек разбил гегемонию домов моделей Западной Европы. Для меня тогда это было поразительно. Я добился разрешения посетить Кремль и с этим журналом попал на прием к референту Косыгина, говорил с ним о таком вот признании, призывал развивать отечественную индустрию моды. Там меня внимательно слушали минут сорок, потом пришли все ко мне в Дом моделей, сшили костюмы, и с этим меня закрыли окончательно, и я долгие годы был невыездным.

— Но зато потом уж выехал так выехал. Кстати, о последних «гастрольных» поездках?

— Прошедший год в этом плане был достаточно интересен и насыщен. В Бельгии я участвовал в выставке «Классика-lV», на которой представлял Россию. Впервые, кстати, на этой выставке целый павильон был посвящен нашей стране. Была выставлена моя живопись, модели из московских магазинов-«бутиков» и даже два стула в стиле авангардного конструктивизма: металл, кожа, пластик. Коллекция после выставки была вся распродана.

Без ложной скромности замечу, что продолжается мировое шествие моих духов «Маруся». В 1992 году состоялась; их премьера в Париже (совместно с фирмой «Лореаль»), а в прошлом году — презентации в Испании и Австралии.

— Слава, в прежние времена, помнится, вы работали почти исключительно со слабой половиной человечества, и вдруг в вашем творчестве наблюдается поворотное обращение к мужескому полу...

— Долгие годы работая над женскими коллекциями, я понимал, что мужчина рядом с дамой выглядит неимоверно скучным и неинтересным. Хотя по природе своей мужская фигура прекрасна. А существующая тогда одежда, как правило, только уродовала все формы. Наверное, поэтому я и решил заниматься мужской коллекцией, чтобы создать красивый фон для русской женщины, чтобы мужчина стал для нее достойной оправой.

А потом так увлекся, что появились две совершенно самостоятельные линии, которые сейчас спорят о первенстве. Могу сказать, что в последние полтора года интерес к мужской одежде у меня даже вышел на первый план. Хотя, с мужской одеждой в какой-то степени работать сложнее. Модельер ограничен в своих возможностях — романтика не всегда соответствует стилю мужчины. Нельзя здесь и переходить грань вульгарности и женственности в одежде. Мужчина в основном закован в классический или спортивный стиль одежды. Но при этом есть преимущество — можно позволить себе более крутые, мощные формы.

— В заключение очень банальный вопрос, но уж очень хочется узнать, а что там еще надумал сотворить Слава Зайцев?

-— Сейчас я работаю над новой коллекцией. Она столь необычна, что я даже сам ее боюсь. Она отрицает меня предыдущего, утверждавшего себя в течение тридцати лет. Что-то давно забытое, из глубин XVIII века, из времен русского ампира и русского дворянства. Это очень странная и очень чистая коллекция. Она будет выполнена в основном из легких тканей: габардины, облегченные шерстяные фланели. Но пока все, чтоб не сглазить.

Кроме того, вновь я ввожу зимние пальто на стеганых подкладках на ватине. Мы отказались от синтепона, поскольку это химия, и она плохо воздействует на человека. Новые пальто, может быть, будут несколько тяжелее, но они теплые и экологически чистые.

Такой вот человек, единственный русский кутюрье с мировым именем — Слава Зайцев. Прост, но решителен, элегантен, но не эпатажен, весел, но и серьезен. Сегодня он почти одинок, но за ним целая школа, его ученики, которые, быть может, еще будут задавать тон в мировом моде.



Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (700) от 5.02.1994 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.