В поисках универсального языка

В этом году не стало Умберто Эко, итальянского писателя, ученого, журналиста, переводчика, литературоведа, образцового гуманитария-универсала, одного из самых ярких представителей этого редкого племени. Публицистический сборник «О литературе» – первая (будем надеяться, не последняя) книга Эко, изданная в России после его ухода.

В поисках универсального языка | Иллюстрация Shai–Haludr/shutterstock.com

Иллюстрация Shai–Haludr/shutterstock.com

В этот том вошло восемнадцать статей, по большей части переработанные тексты докладов, с которыми Умберто Эко выступал на научных конференциях в девяностых годах XX века. Неподготовленному читателю будет непросто продраться сквозь напластование профессиональных терминов и паутину цитат из сочинений малоизвестных в России итальянских филологов, философов, историков-медиевистов. Есть, впрочем, и исключения: некоторые авторитетные эксперты, на которых ссылается итальянский писатель, известны в нашей стране куда лучше, чем за ее пределами. Юрий Лотман, Владимир Пропп, Виктор Шкловский и русские формалисты заметно повлияли на мировоззрение Эко, на его подход к литературе – а значит, опосредованно и на его творческий метод. Не потому ли тридцать лет назад его романы вошли в наш культурный код так легко и органично?..

По большому счету части сборника объединены двумя общими темами, ключевыми не только для Эко, но и для всех, кто хоть как-то причастен к высокому искусству словотворчества. Во-первых, это создание (или воссоздание, если принять на веру библейскую притчу о Вавилонской башне) универсального языка, над которым веками бились бесчисленные «люди слова», от средневековых каббалистов до Джеймса Джойса с его «Поминками по Финнегану». До сих пор никому так и не удалось сконструировать наречие, без словаря понятное китайцам и грекам, якутам и арабам, но масштабность этой задачи по-прежнему гипнотизирует филологов. Во-вторых, автора остро волнует, как следует воспринимать и оценивать литературу: интуитивно, сердцем и «фибрами души» или логически, рационально, как завещал Аристотель в своей «Поэтике». Иными словами, можно ли «поверить алгеброй гармонию» – если бы Эко вырос в иной культурной среде, голову даю на отсечение, он не удержался бы от хрестоматийной пушкинской цитаты.

Разумеется, в тысячелетнем конфликте автор сборника целиком и полностью на стороне Сальери – и Аристотеля. Займи Эко другую позицию, это было бы как минимум странно. Если помните, интрига романа «Имя розы» разворачивается как раз вокруг одной из утерянных частей «Поэтики», вызывающей почти религиозный трепет у героев и повествователя.

Свой взгляд на литературу Эко отстаивает решительно и жестко. «Мы начинали понимать, что чтение – это не прогулка за городом, во время которой случайно, то там то сям, собирались лютики-цветочки поэзии, выросшей из навоза разложившейся структуры, – пишет он в статье «О стиле». – Чтение – это подход к тексту как к единому живому и многоуровневому организму. Казалось, что такое понимание наконец пришло и в нашу культуру. Но почему мы забываем об этом, почему молодых людей учат, будто для беседы о тексте не требуется основательной теоретической подготовки и изучения каждого его уровня?..»

И все же главная (и, пожалуй, самая удобочитаемая, не перегруженная филологической терминологией) работа в этом сборнике – «Интертекстуальная ирония и уровни чтения», в которой автор рассуждает о двух типах читателей. Первая группа, более многочисленная, – «семантические читатели», следящие прежде всего за фабулой, сюжетом книги, эволюцией характеров, внешней событийной канвой: утонул ли капитан Ахав, бросилась ли под поезд Анна Каренина, как развивался невроз Акакия Акакиевича... Представители второй группы, «семиотические читатели», с не меньшим азартом следят за «приключениями текста»: структурой повествования, темпом и ритмом, аллюзиями и цитатами, метафорами и синекдохами, сменой регистров и функциональных стилей. Умберто Эко заранее предупреждает, что эти множества частично пересекаются, но ежу понятно, кому именно он адресует свои книги – и на какое прочтение надеется. Шкловский с Бахтиным одобрили бы.

Но вот какая штука: даже если мы не способны оценить, как именно автор подводит нас к катарсису, манипулируя вниманием, эмоциями и мыслями читателя, это не значит, что мы свободны от его влияния. Чтобы почувствовать драматизм сцены с пожаром в аббатстве или символичность эпизода, в котором отравленный монах умирает над книгой, совсем не обязательно помнить точное количество глав в «Имени розы»: иначе роман никогда не стал бы международным бестселлером. Глубокое понимание гарантирует более длительное удовольствие, тут с Эко не поспоришь, но тщательно просчитанная магия слова так же мощно действует и на простодушную публику, не привыкшую следить за ловкими пальцами писателя-иллюзиониста.

Умберто Эко. О литературе: Статьи, эссе. – М.: АСТ. Corpus, 2016.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.