В поисках Тристана и Изольды

Владимир ДУДИНВ Концертном зале Мариинского театра впервые выступила нидерландская певица Эва-Мария Вестбрук, исполнив фрагменты из опер «Саломея» Штрауса и «Тристан и Изольда» Вагнера под управлением Валерия Гергиева.

В поисках Тристана и Изольды | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Давно не доводилось видеть маэстро таким откровенно довольным: его лицо лучилось счастьем. За пару минут до этого Изольда в исполнении Эвы-Марии Вестбрук неспешно, как того и требовала партитура Вагнера в заключительном, третьем, акте оперы «Тристан и Изольда», погрузилась в блаженство смерти вслед за Тристаном, которого спел солист Мариинского театра Михаил Векуа. Певица совершила это погружение в нирвану так роскошно, царственно и несуетно, что напомнила великих вагнеровских див далекого прошлого.

Своей страстью к Вагнеру и вагнеровским певцам Валерий Гергиев славится давно. Сначала это была страсть к собиранию вагнеровского репертуара, и год за годом в Мариинском были поставлены почти все оперы Вагнера, исключая «Тангейзер» и «Нюрнбергские майстерзингеры», но наступит и их черед. А сегодня страсть постановочная трансформировалась у маэстро в страсть к звукозаписи, и он азартно принялся искать лучших вагнеровских исполнителей. Во второй части тетралогии - «Валькирии» - на лейбле «Мариинский» записаны три мегазвезды современности: Нина Стемме (Брунгильда), Аня Кампе (Зиглинда) и сам Йонас Кауфманн (Зигмунд).

Судя по появлению Эвы-Марии Вестбрук в партии Изольды у маэстро возникла решимость записать и оперу «Тристан и Изольда», и он, судя по широкой улыбке, кажется, нашел Изольду своей мечты. В Эве-Марии и в самом деле обнаружились все черты как вокальные, так и актерские, и внешние, позволяющие создать из нее образ ирландской красавицы Изольды из кельтского мифа. Эва-Мария - уроженка Белфаста, столицы Северной Ирландии. На нее можно ставить не только оперу, но и фильм-оперу: белоснежная кожа, высокий рост, бездонные голубые глаза в сочетании с пшенично-рыжеватой копной волос дают простор для воображения любому талантливому режиссеру или дирижеру.

Большой голос Эвы-Марии сочетает в себе и красоту, и ясный чистый тон, и силу, и чувственность, и гибкость, и, что важно, выносливость. А ее драматический талант, основанный на каком-то подсознательном чутье исполняемой музыки, неизмеримо велик. Потому ее и приглашают главным образом на тяжелый репертуар Пуччини и Вагнера, есть в ее репертуаре и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, и «Катя Кабанова» Яначека, и Мари в «Воццеке» Берга. В третьем акте «Тристана и Изольды» Вестбрук окружали солисты Мариинского театра, давно вошедшие во вкус музыки Вагнера. В партии Курвенала, оруженосца Тристана, щегольнул мастерством бас-баритон Евгений Никитин, набравшийся опыта в этой опере за рубежом, в частности в Метрополитен-опера. Он лихо бравировал самыми разными красками и штрихами - от полнозвучного пения до почти шпрехштимме, то есть пения говорком, на полутонах. Благороден и мудр получился король Марк у баса Юрия Воробьева. Юлия Маточкина без лишних эмоций корректно исполнила Брангену, верную прислужницу Изольды, строго оттеняя шквалистый темперамент зарубежной коллеги. Тенор Михаил Векуа в сложнейшей партии Тристана изумлял невозмутимостью и спокойствием.

Начался же этот памятный концерт с «Вознесения», четырех симфонических медитаций Оливье Мессиана (сочинения 1932 - 1933 гг.), в которых композитор, в том числе по воле Гергиева, продемонстрировал себя наследником вагнеровской традиции. Медитации настроили на соответствующий лад, однако «Тристану» предшествовал еще и финал «Саломеи» Рихарда Штрауса, премьера постановки которой ожидается в Мариинском театре в феврале.

Конечно, было бы великим чудом, если бы Эва-Мария Вестбрук исполнила титульную партию в этой опере, но это если и случится, то в будущем. Пока что она блистательно показала российским слушателям, на что способна в этой сложнейшей партии. Эва-Мария не просто спела - она пластически и мимически сыграла финал «Саломеи» как монооперу. Вместе с маэстро и его любимым оркестром сопрано раскрыла в мельчайших подробностях схватку Эроса и Танатоса, звериной страсти, оборачивающейся смертью. Оркестр поначалу как будто норовил испытать дебютантку на прочность, не стесняясь зашкаливающей громкости, но быстро понял, что не на ту напал: Вестбрук гордо перекрыла его своим голосом. Свобода, с какой певица позволяла себе «лепить» образ, была похожа на гигантскую волну цунами, накрывающую испуганных слушателей. Она этой волной владела настолько, что казалась древней богиней, заклинающей разрушительную стихию.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (5875) от 25.01.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...