В Петербурге – выставка художников «Русского Нила»

Музей искусства Петербурга ХХ - ХХI веков впервые показывает в нашем городе работы четырех московских художников - Игоря Камянова, Надежды Крестининой, Михаила Тихонова и Елены Утенковой-Тихоновой. Они назвали свой проект «Мосты», используя образ соединения берегов, столиц, времен, судеб людей

В Петербурге – выставка художников «Русского Нила» | Фрагмент картины Елены Утенковой-Тихоновой. «Край города». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Фрагмент картины Елены Утенковой-Тихоновой. «Край города». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На вернисаже сотрудники Русского музея говорили о том, что эта четверка - настоящие живописцы, которые мыслят цветом и светом.

Все представляют среднее поколение, в 1980-е годы получили классическое образование в московских вузах. Несколько лет назад объединились в арт-проект «Русский Нил».

Русским Нилом знаменитый философ и писатель Василий Розанов называл Волгу, которая «дышит ровным, хорошим, вековым дыханием». Московские художники добавляют: «Не отражает Волга всякую ерунду, только самое главное... Облака днем, ночью - огни того берега. Так и живопись». Для участников «Русского Нила» важны не только пленэры с последующими выставками. Они ищут главное, не выходя за пределы холста или листа бумаги, не вынося на них горячую сиюминутность политических новостей.

По словам Елены Утенковой-Тихоновой, в работе и жизни ее привлекают не контрасты, а гармония всех частей. Она пытается добиться на холсте спокойного мерцания тона. Мягкая приглушенная палитра художницы напомнила картины Борисова-Мусатова. «Конечно, - соглашается Елена. - В детстве я проводила летние месяцы в Тарусе, в мусатовских местах, и сейчас живу там во время дачного сезона».

Чтобы увидеть на выставке «Мосты» те самые мерцания тонов, от зрителя потребуются усилия и время, картины и пастели не открываются сразу. На наш взгляд, партию первой скрипки в квартете исполняет Утенкова-Тихонова. Ее произведения задают основные темы и настроения. Осеннее - «Годом яблок» с девочкой за столом с плодами, печалью путешественников об ушедшем времени - в картине «Пора домой». «Дети дремлют в электричке» - размышление о дороге как состоянии между прошлым и будущим. «Край города» и «Окраина» с маленькими домами, велосипедистами и гуляющими собаками - метафорические пейзажи о границах, незыблемых, хотя и невидимых.

Рядом показана серия Михаила Тихонова «Ностальгия по городу». Как в мираже, еще просвечивают силуэты зданий, но они вот-вот исчезнут под напором «цивилизации». Отсюда логика проекта ведет к серии Надежды Крестининой «Общественный транспорт». При всех его плюсах он лишает людей индивидуальности, превращая в пассажиропоток.

Лучшая картина этой серии - «В электричке. Пьют пиво». Внимание художницы сосредоточено на двух мерцающих на солнце бутылках темно-зеленого и светло-коричневого тонов. Фигуры пьющих незначительны и неинтересны. Лучшей антиалкогольной рекламы трудно придумать.

В сериях, посвященных гребцам и пловцам, Крестинина, по ее словам, изображает «преодоление вязкости и бесформенности жизни». Кажется, что весла погружены не в воду, а в жидкий бетон. Трогательный вечерний пейзаж «Волга» сопровожден прагматичным комментарием художницы о том, что хотелось бы жить в маленьком городке на берегу великой реки, но из столицы не сбежишь.

Специально для выставки Игорь Камянов создал картину «Мост. Париж». Прогулочный катер, двигаясь ночью по Сене, зашел под арочный мост. Фонари под потолком освещают ему путь к ярким огням праздника, который, вспомним Хемингуэя, всегда должен быть с нами.

Статья опубликована в номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 29.03.2017 под заголовком «Дыхание русского Нила».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии