Дуэт Даниила Трифонова и Маттиаса Гёрне: перевод с ангельского

Обладатель «Грэмми» пианист Даниил Трифонов впервые выступил в дуэте с немецким бас-баритоном Маттиасом Гёрне в Концертном зале Мариинского театра.

Дуэт Даниила Трифонова и Маттиаса Гёрне: перевод с ангельского | Мариинский театр/Фотограф Наташа РАЗИНА. 2018 г.

Мариинский театр/Фотограф Наташа РАЗИНА. 2018 г.

Представлена уникальная программа, собранная из песен Берга, Шумана, Вольфа, Брамса и Шостаковича.

Стандартной является модель, когда в сольном концерте оперного певца за партию фортепиано отвечает концертмейстер - пианист очень хороший, но все же, как правило, не ведущий сольную карьеру. Такой исполнитель прекрасно отдает себе отчет в том, что слушатели «все равно идут на певца», которого этот пианист должен заботливо сопровождать на протяжении минимум двух часов. Куда менее традиционной оказывается ситуация, когда за роялем на концерте певца появляется пианист-солист. Концерт таким образом будто перестает быть сольным, превращаясь в вокально-инструментальный дуэт равноценных исполнительских величин - двух солистов.

Истории такие случаи известны. Можно вспомнить дуэт знаменитого немецкого баритона Дитриха Фишер-Дискау и не менее прославленного советского пианиста Святослава Рихтера, пианиста Андраша Шиффа и сопрано Юлианы Бансе, маэстро Антонио Паппано за роялем и британского тенора Иэна Бостриджа. Не говоря уже о недавнем, правда разовом, тандеме дирижера-пианиста Даниэля Баренбойма и Анны Нетребко. Союз Даниила Трифонова и Маттиаса Гёрне пополнил этот список.

Мировой дебют этого дуэта состоялся немногим ранее в Европе, в том числе в Берлине. Маттиас Гёрне не скрывал своих восторженных оценок творчества молодого русского пианиста, к тому моменту уже давно жившего в США. Вероятнее всего, предложение о создании этого дуэта исходило от певца, известного своей страстью к камерно-вокальному жанру, интересом к ансамблям с сильными пианистами-солистами. В богатейшем портфолио звукозаписей, созданных Гёрне за многие годы на разных лейблах, есть диски с участием Владимира Ашкенази, Альфреда Бренделя, дирижера-пианиста Кристофа Эшенбаха.

Маттиаса поразили в Данииле его способность проникать далеко за границы нот, умение напряженно вслушиваться в запредельное, находить в звуках источник абсолютного света. Певец известен прежде всего своими записями всех песен Шуберта, большинства песен Шумана, Вольфа, в которых пронзительно и тонко резонирует его несколько флегматичный темперамент, явно склонный к меланхолии. А потому свет пианиста Трифонова оказался так необходим сумрачному романтику Гёрне.

Два музыканта вынесли экстраординарное решение, задумав исполнить песни пяти композиторов без единого перерыва. Четыре песни 1909 - 1910 гг. Альбана Берга, вокальный цикл «Любовь поэта» Шумана, Три стихотворения Микеланджело на музыку Гуго Вольфа, Три номера из Сюиты на стихи Микеланджело Дмитрия Шостаковича и Четыре строгих напева Иоганнеса Брамса прозвучали, как единая вокально-инструментальная партитура, образовавшая множество очевидных и неочевидных связей и ассоциаций.

Невероятно досадно, что в Мариинском театре отнеслись к такому беспрецедентному арт-проекту формально, хотя в идеале он нуждался в адекватной печатной продукции, где были бы не только опубликованы тексты всех стихотворений, но и пояснительные статьи и эссе. Впрочем, и по названиям каждой песни можно было следить за хитросплетениями произвольно возникавшей драматургии. Песни Берга призывали «Спать, спать», рассказывая о том, что у «Боли свои права» и как «Спящего меня несут». В этом раннем опусе стилистика одного из трех нововенцев лишь намечает пути додекафонных изломов, находясь в зоне самого позднего романтизма. Призывы «спать», желание загипнотизировать себя и слушателя неудивительны в контексте увлечения психоанализом и стремления постичь свое подсознательное.

Маттиас Гёрне с его мягким, деликатным, обволакивающим тембром, в котором чувствовались и вечное сомнение интеллигента, и в то же время яркая художественная воля, позволил слушателям проникнуться этой атмосферой сполна. Игра Трифонова давала дополнительные ключи к дверям подсознательного. В лице этого пианиста сомневающийся бас-баритон, прямой наследник философии Шопенгауэра, получал луч чистого разума, освещавший темноту неизвестного и опасного.

Отдушиной программы стал цикл «Любовь поэта» Шумана, представивший картины сладкого сна романтизма. Упоение красотой языка, дававшего и перемены эмоций, и свободу интонирования, и психологизм, представляли Гёрне музыкантом нового поколения. Сонеты Микеланджело в интерпретации столь полярно, казалось бы, разных Вольфа и Шостаковича неожиданно выявили общность двух композиторов - их склонность к напряженно философскому осмыслению мира.

Наконец, «Четыре строгих напева» Брамса на тексты из Библии подвели итог этому сладостно-мучительному пути певца и пианиста, а вместе с ними и тысячи слушателей, размышлявших на темы «О, смерть, как ты горька», «И обратился, и увидел». Последняя же песня «Если я говорю языками человеческими и ангельскими» и вовсе словно бы открыла глаза слушателей на отношение музыкантов к тому, чем они занимаются: переводят с ангельского на человеческий.

Материал был опубликован в газете под № 112 (6221) от 26.06.2018 под заголовком «В переводе на человеческий».

#музыка #Мариинский театр #концерт

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.