В парк по ковровой дорожке

Неожиданно эмоциональным выдалось собрание ландшафтной секции Союза архитекторов Петербурга, на котором обсуждалось далекое будущее Баболовского парка, год назад ставшего частью ГМЗ «Царское Село». Полезная дискуссия показала, что существуют два принципиально разных подхода к использованию парков – объектов культурного наследия.

В парк по ковровой дорожке | Предоставлено автором концепции Александром ЧЕКМАРЕВЫМ

Предоставлено автором концепции Александром ЧЕКМАРЕВЫМ

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», сообщила нашей газете, что музей мечтает сделать парк для горожан, прежде всего пушкинцев, вероятно, для жителей Фрунзенского и Московского районов. Сейчас важно узнать потенциальную аудиторию, ее интересы и потребности. Именно поэтому в Доме архитектора была представлена работа на очень ранней эскизной стадии, которую обычно не показывают ни широкой публике, ни профессиональной общественности. Для ГМЗ это начало большого серьезного разговора, который будет продолжен в Пушкине.

Впервые музей заказал работу на стыке социологического исследования, маркетинга и концепции развития парка. Она профинансирована из собственных средств заповедника, заработанных на других объектах.

Директор предупредила: никаких кардинальных изменений в ближайшее время в Баболовском парке не ждите. Концепция развития превратится в реальный план действий нескоро. Только подготовка проекта реставрации займет более двух лет, территория потребует десятилетий кропотливого труда. Очень много будет зависеть от финансирования, в этом году ГМЗ получил на Баболовский парк 28 млн рублей на самые необходимые работы. На повестке дня проза жизни – подведение электричества по постоянной схеме, туалеты, автостоянки и т. д.

Для создания концепции была приглашена московская лаборатория ZOLOTOgroup, которая создала «концепции развития и навигацию» в нескольких крупных московских парках. Самая последняя работа лаборатории в общественном пространстве – новый дизайн входной зоны Третьяковской галереи на Крымском Валу, которая была завершена в середине октября.

Как сообщил нашей газете Александр Чекмарев, один из руководителей лаборатории, «наша идея – создать территорию с «открытым кодом», чтобы любой человек, естественно, в рамках общепринятых правил поведения нашел для себя возможности для проведения времени. Будь то погружение в историю с водоводами, дворцом и царь-ванной; общение с лесом и окружающим ландшафтом, занятие пробежками или ориентированием, отдых на природе».

Опросы и исследование в социальных сетях, где посетители Баболовского парка оставляют свои фотографии и комментарии, показали: в основном там бывают пушкинцы. Чекмарев показал любопытную фотографию: на дорожке, ведущей в парк от близстоящего жилого дома, аккуратно положен коврик. Такие обычно кладут у порога квартиры. Это означает, что человек считает парк своей территорией.

По будням большинство в парке составляют мамы с колясками и собачники. Одна дама с собачкой сообщила, что гуляет по парку пять лет и слышала: где-то тут есть дворец с царь-ванной, но она ни разу там не была... По выходным к ним добавляются любители пробежек и велосипедисты.

Абсолютное большинство посетителей – 68% приходят в парк погулять, по 12% набрали интересующиеся историей парка и спортсмены, 4% – любители шашлыков и еще 4% – все остальные.

Александр Чекмарев предложил разместить в парке несколько зон для всех целевых групп, оговорив, что зонирование не является окончательным. Культурно-просветительскую зону – вокруг Баболовского дворца. Зону экологического покоя – там, где растет лес. Прогулочную – вдоль дубовой, вязовой и других аллей и дорожек. Физкультурную и для массовых мероприятий – вблизи дороги на Александровку. Рекреационную с детскими площадками и другой активностью – в южной части парка. Эта территория используется так и сейчас – рядом жилые дома.

Именно последний пункт вызвал протесты участников обсуждения. Краевед и журналист Александр Потравнов напомнил, что это самая старая часть парка, где сохранились фрагменты Таицкого водовода. По его мнению, весь в прошлом императорский Баболовский парк недопустимо использовать для рекреационных целей, он должен быть воссоздан в максимально возможной исторической полноте.

Другим участникам дискуссии не понравились многофункциональные павильоны диаметром 12 метров, а также скамейки и навигационные знаки, выполненные из сочетания дерева и бетона. Авторам представляется уместным использование именно этих материалов. Их оппоненты посчитали, что дизайн благоустройства нарушает облик исторического парка.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5571) от 22.10.2015.


Комментарии