В панике наедине с романом

Сегодня и завтра в Театре музыкальной комедии состоится премьера мистерии «Петербург» по одноименному роману Андрея Белого Ее поставил режиссер Геннадий Тростянецкий. Музыку к спектаклю написал заслуженный деятель искусств профессор РГПУ им. Герцена Георгий ФИРТИЧ. Накануне премьеры с композитором поговорила наш корреспондент Полина ВИНОГРАДОВА.

В панике наедине с романом  |

– Как возник замысел «Петербурга»?

– Театр музыкальной комедии обратился за советом к моему другу Сергею Слонимскому. Он сказал, что моя кандидатура ему кажется для «Петербурга» подходящей. И я неожиданно получил предложение. Пришлось четыре раза перечитать этот сложнейший роман. Там нет ни одного светлого героя, я был в дикой панике. Потом узнал от моего сына, который профессор двух университетов в Америке, что сам Андрей Белый написал пьесу на основе романа, но театр пошел по своему пути.

Любой спектакль или кинофильм имеет мало общего с литературным произведением – материал приходится сильно перерабатывать. С апреля по сентябрь я был наедине с романом и даже примерно не представлял режиссерский замысел, из-за чего потом с Геннадием Тростянецким возникло много споров. Я написал 29 сцен на целых три акта, конечно, мне как автору не хотелось что-то сокращать. Музыка самая разная: от ретро до авангарда, множество шлягеров.

В работе мне очень помогли стихи челябинского поэта Константина Рубинского, он же написал либретто. Невероятно талантливый человек. Надо обязательно сказать о полном взаимопонимании с завлитом театра Марией Годлевской, дирижером Андреем Алексеевым и со всеми артистами, которые очень внимательно отнеслись к моему замыслу.

– Какие из написанных произведений вам бы хотелось увидеть на сцене?

– Мой любимый поэт Маяковский, поэтому, конечно, хотелось бы воплощения всех моих произведений по его стихам. У меня есть симфоническая оратория, которая так и называется – «Владимир Маяковский», и сочинение по его детским стихам «Что такое хорошо, а что такое плохо». Хотелось бы еще раз увидеть постановку балета «Клоп», либретто для которого написал Леонид Якобсон, и мою оперу по пьесе «Баня»...

– Вы написали мюзикл на стихи Владимира Высоцкого «Необычайное приключение на волжском пароходе». Песни из него можно послушать в Интернете. А он был поставлен на сцене?

– Да, в 1980-х мюзиклом заинтересовался Театр им. Ленинского комсомола (сейчас театр-фестиваль «Балтийский дом»). Спектакль, поставленный Семеном Спиваком, шел в этом театре двенадцать лет. Мы объездили много городов Советского Союза, предлагая свой мюзикл, но нам везде отказывали. С Володей Высоцким меня познакомил хореограф Кирилл Ласкари. У меня сохранилась даже запись, где мы поем на три голоса, она действительно в Интернете выложена.

Кстати, я потом еще несколько спектаклей написал для Театра им. Ленинского комсомола, но в целом для театра писал мало, в основном работал для кино. Правда, и для кино уже давно не писал – последним фильмом с моей музыкой был детектив «Отряд «Д», снятый Владимиром Плотниковым в 1993 году.

– Вы – известный джазовый пианист. Много ли талантливых российских композиторов пишут сегодня для джаза?

– Мало. Я даже затрудняюсь кого-нибудь выделить. Как джазовый пианист, я девять лет ездил с концертами в Соединенные Штаты – там есть много прекрасных джазменов, повсюду хорошая музыка. Например, еду в автомобиле и слышу, что доносится из других машин – у всех звучит кантри или качественный джаз, никакой низкопробной попсы. Почему же в моем родном городе из машин постоянно звучит попса или шансон, которые слушать невозможно?!

В мире много хорошей музыки. По телевизору я увидел передачу про композитора Леру Ауэрбах, она русская, но живет в Америке. Я слышал ее гениальную музыку к балету «Русалочка», который поставил Джон Ноймаер, а в Москве в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко тот же хореограф поставил ее балет «Татьяна» по роману «Евгений Онегин». Тоже абсолютно гениальное произведение.

– Чем занимается возглавляемая вами более двадцати лет Ассоциация современной музыки Союза композиторов Санкт-Петербурга?

– Мы каждый месяц проводили концерты, исполняли много премьер студентов. Но не секрет, что ситуация в Союзе композиторов сейчас сложная – союз висит на волоске, нет денег на оклад исполнителям. Далеко не все композиторы могут сами заплатить музыкантам. Пришлось сделать перерыв.

– В каком музыкальном жанре сегодня наблюдается подъем? Над чем предпочитают работать современные композиторы?

– В России есть талантливые авторы, пишущие камерную музыку. Хороший фестиваль проводит оркестр eNsemble фонда «Про Арте» под управлением Федора Леднева. Они исполняют музыку композиторов со всей России.

– Кто из молодых авторов музыки вам интересен?

– Многие молодые композиторы пишут совсем не молодую музыку... Авангард определяется не возрастом. В Петербурге мне интересны только сочинения певицы и композитора Елены Иготти.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (5541) от 10.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?