Главная городская газета

В панике наедине с романом

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью
В панике наедине с романом  |

Сегодня и завтра в Театре музыкальной комедии состоится премьера мистерии «Петербург» по одноименному роману Андрея Белого Ее поставил режиссер Геннадий Тростянецкий. Музыку к спектаклю написал заслуженный деятель искусств профессор РГПУ им. Герцена Георгий ФИРТИЧ. Накануне премьеры с композитором поговорила наш корреспондент Полина ВИНОГРАДОВА.

– Как возник замысел «Петербурга»?

– Театр музыкальной комедии обратился за советом к моему другу Сергею Слонимскому. Он сказал, что моя кандидатура ему кажется для «Петербурга» подходящей. И я неожиданно получил предложение. Пришлось четыре раза перечитать этот сложнейший роман. Там нет ни одного светлого героя, я был в дикой панике. Потом узнал от моего сына, который профессор двух университетов в Америке, что сам Андрей Белый написал пьесу на основе романа, но театр пошел по своему пути.

Любой спектакль или кинофильм имеет мало общего с литературным произведением – материал приходится сильно перерабатывать. С апреля по сентябрь я был наедине с романом и даже примерно не представлял режиссерский замысел, из-за чего потом с Геннадием Тростянецким возникло много споров. Я написал 29 сцен на целых три акта, конечно, мне как автору не хотелось что-то сокращать. Музыка самая разная: от ретро до авангарда, множество шлягеров.

В работе мне очень помогли стихи челябинского поэта Константина Рубинского, он же написал либретто. Невероятно талантливый человек. Надо обязательно сказать о полном взаимопонимании с завлитом театра Марией Годлевской, дирижером Андреем Алексеевым и со всеми артистами, которые очень внимательно отнеслись к моему замыслу.

– Какие из написанных произведений вам бы хотелось увидеть на сцене?

– Мой любимый поэт Маяковский, поэтому, конечно, хотелось бы воплощения всех моих произведений по его стихам. У меня есть симфоническая оратория, которая так и называется – «Владимир Маяковский», и сочинение по его детским стихам «Что такое хорошо, а что такое плохо». Хотелось бы еще раз увидеть постановку балета «Клоп», либретто для которого написал Леонид Якобсон, и мою оперу по пьесе «Баня»...

– Вы написали мюзикл на стихи Владимира Высоцкого «Необычайное приключение на волжском пароходе». Песни из него можно послушать в Интернете. А он был поставлен на сцене?

– Да, в 1980-х мюзиклом заинтересовался Театр им. Ленинского комсомола (сейчас театр-фестиваль «Балтийский дом»). Спектакль, поставленный Семеном Спиваком, шел в этом театре двенадцать лет. Мы объездили много городов Советского Союза, предлагая свой мюзикл, но нам везде отказывали. С Володей Высоцким меня познакомил хореограф Кирилл Ласкари. У меня сохранилась даже запись, где мы поем на три голоса, она действительно в Интернете выложена.

Кстати, я потом еще несколько спектаклей написал для Театра им. Ленинского комсомола, но в целом для театра писал мало, в основном работал для кино. Правда, и для кино уже давно не писал – последним фильмом с моей музыкой был детектив «Отряд «Д», снятый Владимиром Плотниковым в 1993 году.

– Вы – известный джазовый пианист. Много ли талантливых российских композиторов пишут сегодня для джаза?

– Мало. Я даже затрудняюсь кого-нибудь выделить. Как джазовый пианист, я девять лет ездил с концертами в Соединенные Штаты – там есть много прекрасных джазменов, повсюду хорошая музыка. Например, еду в автомобиле и слышу, что доносится из других машин – у всех звучит кантри или качественный джаз, никакой низкопробной попсы. Почему же в моем родном городе из машин постоянно звучит попса или шансон, которые слушать невозможно?!

В мире много хорошей музыки. По телевизору я увидел передачу про композитора Леру Ауэрбах, она русская, но живет в Америке. Я слышал ее гениальную музыку к балету «Русалочка», который поставил Джон Ноймаер, а в Москве в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко тот же хореограф поставил ее балет «Татьяна» по роману «Евгений Онегин». Тоже абсолютно гениальное произведение.

– Чем занимается возглавляемая вами более двадцати лет Ассоциация современной музыки Союза композиторов Санкт-Петербурга?

– Мы каждый месяц проводили концерты, исполняли много премьер студентов. Но не секрет, что ситуация в Союзе композиторов сейчас сложная – союз висит на волоске, нет денег на оклад исполнителям. Далеко не все композиторы могут сами заплатить музыкантам. Пришлось сделать перерыв.

– В каком музыкальном жанре сегодня наблюдается подъем? Над чем предпочитают работать современные композиторы?

– В России есть талантливые авторы, пишущие камерную музыку. Хороший фестиваль проводит оркестр eNsemble фонда «Про Арте» под управлением Федора Леднева. Они исполняют музыку композиторов со всей России.

– Кто из молодых авторов музыки вам интересен?

– Многие молодые композиторы пишут совсем не молодую музыку... Авангард определяется не возрастом. В Петербурге мне интересны только сочинения певицы и композитора Елены Иготти.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook