В панике наедине с романом

Сегодня и завтра в Театре музыкальной комедии состоится премьера мистерии «Петербург» по одноименному роману Андрея Белого Ее поставил режиссер Геннадий Тростянецкий. Музыку к спектаклю написал заслуженный деятель искусств профессор РГПУ им. Герцена Георгий ФИРТИЧ. Накануне премьеры с композитором поговорила наш корреспондент Полина ВИНОГРАДОВА.

В панике наедине с романом  |

– Как возник замысел «Петербурга»?

– Театр музыкальной комедии обратился за советом к моему другу Сергею Слонимскому. Он сказал, что моя кандидатура ему кажется для «Петербурга» подходящей. И я неожиданно получил предложение. Пришлось четыре раза перечитать этот сложнейший роман. Там нет ни одного светлого героя, я был в дикой панике. Потом узнал от моего сына, который профессор двух университетов в Америке, что сам Андрей Белый написал пьесу на основе романа, но театр пошел по своему пути.

Любой спектакль или кинофильм имеет мало общего с литературным произведением – материал приходится сильно перерабатывать. С апреля по сентябрь я был наедине с романом и даже примерно не представлял режиссерский замысел, из-за чего потом с Геннадием Тростянецким возникло много споров. Я написал 29 сцен на целых три акта, конечно, мне как автору не хотелось что-то сокращать. Музыка самая разная: от ретро до авангарда, множество шлягеров.

В работе мне очень помогли стихи челябинского поэта Константина Рубинского, он же написал либретто. Невероятно талантливый человек. Надо обязательно сказать о полном взаимопонимании с завлитом театра Марией Годлевской, дирижером Андреем Алексеевым и со всеми артистами, которые очень внимательно отнеслись к моему замыслу.

– Какие из написанных произведений вам бы хотелось увидеть на сцене?

– Мой любимый поэт Маяковский, поэтому, конечно, хотелось бы воплощения всех моих произведений по его стихам. У меня есть симфоническая оратория, которая так и называется – «Владимир Маяковский», и сочинение по его детским стихам «Что такое хорошо, а что такое плохо». Хотелось бы еще раз увидеть постановку балета «Клоп», либретто для которого написал Леонид Якобсон, и мою оперу по пьесе «Баня»...

– Вы написали мюзикл на стихи Владимира Высоцкого «Необычайное приключение на волжском пароходе». Песни из него можно послушать в Интернете. А он был поставлен на сцене?

– Да, в 1980-х мюзиклом заинтересовался Театр им. Ленинского комсомола (сейчас театр-фестиваль «Балтийский дом»). Спектакль, поставленный Семеном Спиваком, шел в этом театре двенадцать лет. Мы объездили много городов Советского Союза, предлагая свой мюзикл, но нам везде отказывали. С Володей Высоцким меня познакомил хореограф Кирилл Ласкари. У меня сохранилась даже запись, где мы поем на три голоса, она действительно в Интернете выложена.

Кстати, я потом еще несколько спектаклей написал для Театра им. Ленинского комсомола, но в целом для театра писал мало, в основном работал для кино. Правда, и для кино уже давно не писал – последним фильмом с моей музыкой был детектив «Отряд «Д», снятый Владимиром Плотниковым в 1993 году.

– Вы – известный джазовый пианист. Много ли талантливых российских композиторов пишут сегодня для джаза?

– Мало. Я даже затрудняюсь кого-нибудь выделить. Как джазовый пианист, я девять лет ездил с концертами в Соединенные Штаты – там есть много прекрасных джазменов, повсюду хорошая музыка. Например, еду в автомобиле и слышу, что доносится из других машин – у всех звучит кантри или качественный джаз, никакой низкопробной попсы. Почему же в моем родном городе из машин постоянно звучит попса или шансон, которые слушать невозможно?!

В мире много хорошей музыки. По телевизору я увидел передачу про композитора Леру Ауэрбах, она русская, но живет в Америке. Я слышал ее гениальную музыку к балету «Русалочка», который поставил Джон Ноймаер, а в Москве в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко тот же хореограф поставил ее балет «Татьяна» по роману «Евгений Онегин». Тоже абсолютно гениальное произведение.

– Чем занимается возглавляемая вами более двадцати лет Ассоциация современной музыки Союза композиторов Санкт-Петербурга?

– Мы каждый месяц проводили концерты, исполняли много премьер студентов. Но не секрет, что ситуация в Союзе композиторов сейчас сложная – союз висит на волоске, нет денег на оклад исполнителям. Далеко не все композиторы могут сами заплатить музыкантам. Пришлось сделать перерыв.

– В каком музыкальном жанре сегодня наблюдается подъем? Над чем предпочитают работать современные композиторы?

– В России есть талантливые авторы, пишущие камерную музыку. Хороший фестиваль проводит оркестр eNsemble фонда «Про Арте» под управлением Федора Леднева. Они исполняют музыку композиторов со всей России.

– Кто из молодых авторов музыки вам интересен?

– Многие молодые композиторы пишут совсем не молодую музыку... Авангард определяется не возрастом. В Петербурге мне интересны только сочинения певицы и композитора Елены Иготти.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (5541) от 10.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...