В панике наедине с романом

Сегодня и завтра в Театре музыкальной комедии состоится премьера мистерии «Петербург» по одноименному роману Андрея Белого Ее поставил режиссер Геннадий Тростянецкий. Музыку к спектаклю написал заслуженный деятель искусств профессор РГПУ им. Герцена Георгий ФИРТИЧ. Накануне премьеры с композитором поговорила наш корреспондент Полина ВИНОГРАДОВА.

В панике наедине с романом  |

– Как возник замысел «Петербурга»?

– Театр музыкальной комедии обратился за советом к моему другу Сергею Слонимскому. Он сказал, что моя кандидатура ему кажется для «Петербурга» подходящей. И я неожиданно получил предложение. Пришлось четыре раза перечитать этот сложнейший роман. Там нет ни одного светлого героя, я был в дикой панике. Потом узнал от моего сына, который профессор двух университетов в Америке, что сам Андрей Белый написал пьесу на основе романа, но театр пошел по своему пути.

Любой спектакль или кинофильм имеет мало общего с литературным произведением – материал приходится сильно перерабатывать. С апреля по сентябрь я был наедине с романом и даже примерно не представлял режиссерский замысел, из-за чего потом с Геннадием Тростянецким возникло много споров. Я написал 29 сцен на целых три акта, конечно, мне как автору не хотелось что-то сокращать. Музыка самая разная: от ретро до авангарда, множество шлягеров.

В работе мне очень помогли стихи челябинского поэта Константина Рубинского, он же написал либретто. Невероятно талантливый человек. Надо обязательно сказать о полном взаимопонимании с завлитом театра Марией Годлевской, дирижером Андреем Алексеевым и со всеми артистами, которые очень внимательно отнеслись к моему замыслу.

– Какие из написанных произведений вам бы хотелось увидеть на сцене?

– Мой любимый поэт Маяковский, поэтому, конечно, хотелось бы воплощения всех моих произведений по его стихам. У меня есть симфоническая оратория, которая так и называется – «Владимир Маяковский», и сочинение по его детским стихам «Что такое хорошо, а что такое плохо». Хотелось бы еще раз увидеть постановку балета «Клоп», либретто для которого написал Леонид Якобсон, и мою оперу по пьесе «Баня»...

– Вы написали мюзикл на стихи Владимира Высоцкого «Необычайное приключение на волжском пароходе». Песни из него можно послушать в Интернете. А он был поставлен на сцене?

– Да, в 1980-х мюзиклом заинтересовался Театр им. Ленинского комсомола (сейчас театр-фестиваль «Балтийский дом»). Спектакль, поставленный Семеном Спиваком, шел в этом театре двенадцать лет. Мы объездили много городов Советского Союза, предлагая свой мюзикл, но нам везде отказывали. С Володей Высоцким меня познакомил хореограф Кирилл Ласкари. У меня сохранилась даже запись, где мы поем на три голоса, она действительно в Интернете выложена.

Кстати, я потом еще несколько спектаклей написал для Театра им. Ленинского комсомола, но в целом для театра писал мало, в основном работал для кино. Правда, и для кино уже давно не писал – последним фильмом с моей музыкой был детектив «Отряд «Д», снятый Владимиром Плотниковым в 1993 году.

– Вы – известный джазовый пианист. Много ли талантливых российских композиторов пишут сегодня для джаза?

– Мало. Я даже затрудняюсь кого-нибудь выделить. Как джазовый пианист, я девять лет ездил с концертами в Соединенные Штаты – там есть много прекрасных джазменов, повсюду хорошая музыка. Например, еду в автомобиле и слышу, что доносится из других машин – у всех звучит кантри или качественный джаз, никакой низкопробной попсы. Почему же в моем родном городе из машин постоянно звучит попса или шансон, которые слушать невозможно?!

В мире много хорошей музыки. По телевизору я увидел передачу про композитора Леру Ауэрбах, она русская, но живет в Америке. Я слышал ее гениальную музыку к балету «Русалочка», который поставил Джон Ноймаер, а в Москве в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко тот же хореограф поставил ее балет «Татьяна» по роману «Евгений Онегин». Тоже абсолютно гениальное произведение.

– Чем занимается возглавляемая вами более двадцати лет Ассоциация современной музыки Союза композиторов Санкт-Петербурга?

– Мы каждый месяц проводили концерты, исполняли много премьер студентов. Но не секрет, что ситуация в Союзе композиторов сейчас сложная – союз висит на волоске, нет денег на оклад исполнителям. Далеко не все композиторы могут сами заплатить музыкантам. Пришлось сделать перерыв.

– В каком музыкальном жанре сегодня наблюдается подъем? Над чем предпочитают работать современные композиторы?

– В России есть талантливые авторы, пишущие камерную музыку. Хороший фестиваль проводит оркестр eNsemble фонда «Про Арте» под управлением Федора Леднева. Они исполняют музыку композиторов со всей России.

– Кто из молодых авторов музыки вам интересен?

– Многие молодые композиторы пишут совсем не молодую музыку... Авангард определяется не возрастом. В Петербурге мне интересны только сочинения певицы и композитора Елены Иготти.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (5541) от 10.09.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.