В ожидании кутерьмы
«Новогодняя кутерьма» в Гатчине начнется за два дня до наступления 2018-го и продлится всю его первую неделю. Дворцовый плац превратится в ярмарочный городок с елью, катальными горками, детской каруселью и выступлениями артистов. Во дворце посетителей ждут концерты, экскурсии, детские мастерские и даже «Собачий бал», в котором примут участие левретки — собачки любимой породы царственных особ. Фестиваль традиционно проводит ГМЗ «Гатчина».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Журналистов пригласили в музей-заповедник, чтобы вспомнить год уходящий и поделиться планами на следующий.
Как отметил директор «Гатчины» Василий Панкратов, прошедшие двенадцать месяцев были удачными и стабильными. На профессиональном конкурсе «Музейный олимп» «Гатчина» признана музеем года. Число ее посетителей медленно, но верно растет. В следующем году для них запланированы: «Ночь музыки», «Ночь света», «Джазовые выходные», фестиваль уличных театров... Скорее всего, летом в музее-заповеднике появится новый экскурсионный маршрут — «Собственные комнаты императора Николая I». Пока в этих помещениях идут реставрационные работы.
Собственных комнат у императора было четыре: Большой и Малый кабинеты, Камердинерская, Приемная. Сегодня они пусты, чисты и просторны. Воссоздана сложная лепнина потолков, мраморные камины, витая железная лестница.
Личные покои Николая I появились во время перестройки дворца в 1846 — 1854 годах. Венценосная семья любовалась видом из окон на Голландский сад весной и осенью, когда император приезжал в Гатчину на маневры. Помещений для разросшегося семейства и свиты не хватало. Император задумал расширить дворец. Руководил работами архитектор Роман Кузьмин.
По документам, отделку собственных комнат Николай I максимально удешевил. На супруге не стал экономить. В ее покоях, оформленных в стиле второго рококо, была позолота. У императора все сдержанно, экономно.
Акварели Гау и Зичи, фотографии начала прошлого века фиксируют лепное убранство, мраморные камины, светильники, картины, мебель. В Большом кабинете полотно кисти И. Лампи-младшего «Портрет Павла I со свитой» (2,65 х 3,65 метра) полностью закрывало фальшивую стену. За ней — темный коридор и две комнаты, появившиеся, когда возникла необходимость «дождевого шкафа» — душевой и ватерклозета.
Покои Николая I оставались нетронутыми до начала войны. В военное время здесь был пожар, затем сюда вселился НИИ. К моменту реставрации от богатой лепнины следа не осталось, стены были окрашены в серый и темно-зеленый цвета.
Реставраторы пришли в эти помещения два года назад. Благодаря архивным чертежам и документам удалось восстановить планировку. Акварели и фотографии помогли воссоздать лепное убранство и камины. Большая и самая сложная часть реставрационных работ завершена. На очереди отделка стен, винтовой лестницы, шлифовка паркета...
Как рассказывает главный архитектор ГМЗ «Гатчина» Татьяна Яковлева, картина Лампи покинет залы третьего этажа Центрального корпуса дворца и вернется на историческое место, как и люстра, изображенная на акварелях. И с мебелью в стиле «николаевский ампир» проблем не будет, она есть в музее. Отреставрированы зеленые сафьяновые стулья, подобраны бумажные зеленые обои и витой шнур для их отделки. По сохранившимся описям и сметам закупок известно, что в Приемной обои были васильковые, в Малом кабинете золотистые.
Совершенно случайно в замурованной нише подвала реставраторы обнаружили детали подъемного механизма.
По габаритам «лифта» можно судить, что он был предназначен для одного человека — императрицы, которой трудно было подниматься наверх пешком. Здоровье Александры Федоровны, любимой супруги Николая I, пошатнулось. Скорее всего, император приказал архитектору Кузьмину рядом с личными комнатами, недалеко от супружеской спальни сделать подъемную машину. Свидетельств о том, как она выглядела, не осталось. Работала машина на ручной тяге. В кресле красного дерева, обитом тканью, Александра Федоровна могла подниматься на три этажа дворца.
Музей собирается сделать действующий макет лифта императрицы.
Материалы рубрики
В Петербурге открылась выставка «ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора»
В Архангельске открылась выставка «Долгая выдержка»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии