Главная городская газета

В ожидании кутерьмы

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

«Ревизор» едет в Сибирь

Спектакль Александринского театра «Ревизор» отправляется  в прощальный тур по городам России. Читать полностью

Мадонна рыжего флорентийца

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка «Мадонна во славе» Россо Фьорентино. К завершению реставрации». Читать полностью

Володин по-русски и по-китайски

Володин в сегодняшнем театре - это всегда разговор о времени, попытка поверить Александром Моисеевичем эпоху, в которой живем. Но и разговор о пространстве тоже. Читать полностью

Берлинская кухня

Сегодня открывается Берлинский международный кинофестиваль. «Мир вокруг нас становится все более сложным, а кино - все более интригующим, - говорит его директор Дитер Косслик, и можно позавидовать его неиссякаемому оптимизму. Читать полностью

Музеи стали конкурентами

Участником очередной встречи проекта «Лахта View» стал британский зодчий, директор лондонского отделения архитектурного бюро Ральфа Аппельбаума, автор архитектурных и дизайнерских концепций ряда крупных музеев Филипп ТЕФФТ. Читать полностью

Вечер в кругу друзей

24 февраля в Малом зале Филармонии состоится вечер к 25-летию творческой деятельности заслуженной артистки России Галины СИДОРЕНКО. Певица рассказала о том, как важно внимательно изучать уроки судьбы. Читать полностью
Реклама
В ожидании кутерьмы | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Новогодняя кутерьма» в Гатчине начнется за два дня до наступления 2018-го и продлится всю его первую неделю. Дворцовый плац превратится в ярмарочный городок с елью, катальными горками, детской каруселью и выступлениями артистов. Во дворце посетителей ждут концерты, экскурсии, детские мастерские и даже «Собачий бал», в котором примут участие левретки — собачки любимой породы царственных особ. Фестиваль традиционно проводит ГМЗ «Гатчина».

Журналистов пригласили в музей-заповедник, чтобы вспомнить год уходящий и поделиться планами на следующий.

Как отметил директор «Гатчины» Василий Панкратов, прошедшие двенадцать месяцев были удачными и стабильными. На профессиональном конкурсе «Музейный олимп» «Гатчина» признана музеем года. Число ее посетителей медленно, но верно растет. В следующем году для них запланированы: «Ночь музыки», «Ночь света», «Джазовые выходные», фестиваль уличных театров... Скорее всего, летом в музее-заповеднике появится новый экскурсионный маршрут — «Собственные комнаты императора Николая I». Пока в этих помещениях идут реставрационные работы.

Собственных комнат у императора было четыре: Большой и Малый кабинеты, Камердинерская, Приемная. Сегодня они пусты, чисты и просторны. Воссоздана сложная лепнина потолков, мраморные камины, витая железная лестница.

Личные покои Николая I появились во время перестройки дворца в 1846 — 1854 годах. Венценосная семья любовалась видом из окон на Голландский сад весной и осенью, когда император приезжал в Гатчину на маневры. Помещений для разросшегося семейства и свиты не хватало. Император задумал расширить дворец. Руководил работами архитектор Роман Кузьмин.

По документам, отделку собственных комнат Николай I максимально удешевил. На супруге не стал экономить. В ее покоях, оформленных в стиле второго рококо, была позолота. У императора все сдержанно, экономно.

Акварели Гау и Зичи, фотографии начала прошлого века фиксируют лепное убранство, мраморные камины, светильники, картины, мебель. В Большом кабинете полотно кисти И. Лампи-младшего «Портрет Павла I со свитой» (2,65 х 3,65 метра) полностью закрывало фальшивую стену. За ней — темный коридор и две комнаты, появившиеся, когда возникла необходимость «дождевого шкафа» — душевой и ватерклозета.

Покои Николая I оставались нетронутыми до начала войны. В военное время здесь был пожар, затем сюда вселился НИИ. К моменту реставрации от богатой лепнины следа не осталось, стены были окрашены в серый и темно-зеленый цвета.

Реставраторы пришли в эти помещения два года назад. Благодаря архивным чертежам и документам удалось восстановить планировку. Акварели и фотографии помогли воссоздать лепное убранство и камины. Большая и самая сложная часть реставрационных работ завершена. На очереди отделка стен, винтовой лестницы, шлифовка паркета...

Как рассказывает главный архитектор ГМЗ «Гатчина» Татьяна Яковлева, картина Лампи покинет залы третьего этажа Центрального корпуса дворца и вернется на историческое место, как и люстра, изображенная на акварелях. И с мебелью в стиле «николаевский ампир» проблем не будет, она есть в музее. Отреставрированы зеленые сафьяновые стулья, подобраны бумажные зеленые обои и витой шнур для их отделки. По сохранившимся описям и сметам закупок известно, что в Приемной обои были васильковые, в Малом кабинете золотистые.

Совершенно случайно в замурованной нише подвала реставраторы обнаружили детали подъемного механизма.

По габаритам «лифта» можно судить, что он был предназначен для одного человека — императрицы, которой трудно было подниматься наверх пешком. Здоровье Александры Федоровны, любимой супруги Николая I, пошатнулось. Скорее всего, император приказал архитектору Кузьмину рядом с личными комнатами, недалеко от супружеской спальни сделать подъемную машину. Свидетельств о том, как она выглядела, не осталось. Работала машина на ручной тяге. В кресле красного дерева, обитом тканью, Александра Федоровна могла подниматься на три этажа дворца.

Музей собирается сделать действующий макет лифта императрицы.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook