В темпе Пушкина

19 октября 1811 года был открыт Императорский Царскосельский лицей, ставший самым, быть может, знаменитым учебным заведением в истории России. Здесь воспитывались Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Константин Данзас, Александр Горчаков...

 В темпе Пушкина | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Память о дорогом Лицее оставалась для них «защитой и подмогой» всю жизнь. «И последний лицеист один будет праздновать 19 октября», - написал Пушкин в 1833 году, когда его друзьям по Лицею было уже под сорок. Сегодня лицейская годовщина воспринимается многими не только как день памяти Пушкина, но и как день друзей, с которыми судьба свела еще в юности. И - как торжество осени, которая как раз к середине октября достигает пика своей красоты.

В канун лицейской даты Всероссийский музей Пушкина открыл в усадьбе Державина на наб. р. Фонтанки, 118, две интереснейшие выставки: «Пушкиниана художников группы «Тринадцать» и «Пушкинская сюита Валентина Юстицкого».

- Среди графических работ, которыми может гордиться любая музейная коллекция, - произведения мастеров группы «Тринадцать». Эта группа громко заявила о себе после первой же выставки, открывшейся в феврале 1929 года в Московском доме печати, - рассказала Тамара Буковская-Мишина, куратор выставки. - В группу объединились художники-графики, увлеченные идеей «свободного рисования», соотнесенного с темпом и ритмами самой жизни. Группа просуществовала недолго. В 1931 году ее участники были обвинены в формализме, а вскоре она распалась.

Первый зал заполнен рисунками замечательного художника Николая Кузьмина - иллюстрации к «Евгению Онегину». Книга была выпущена издательством «Академия» в 1933 году - к столетию романа в стихах. За свою работу Кузьмин получил в 1937 году золотую медаль Международной выставки в Париже и Сталинскую премию.

- Эти иллюстрации к «Онегину» стали классическими, многим кажется, что они существовали всегда, родились вместе с романом в стихах, - сказал на вернисаже директор Всероссийского музея Пушкина Сергей Некрасов.

Николай Кузьмин, который всю свою жизнь был «болен» Пушкиным, впоследствии вспоминал: «Я иллюстрировал «Онегина», как говорят, в манере рисунков Пушкина, но это не совсем точное утверждение. Дело совсем не в манере, а в том, что я старался рисовать в «темпе» пушкинских рисунков, без предварительного карандашного контура».

Не оторвать глаз от «пушкинских» работ другой художницы из группы «Тринадцать» - Татьяны Мавриной. В ее иллюстрациях к различным сказкам Пушкина - влияние народного искусства, расписной глиняной игрушки, лубка.

И - детство. Иллюстрация к «Руслану и Людмиле» - Пушкин в профиль, чем-то похожий на его автопортрет, который, помню, красовался на тетрадях в линеечку, когда я училась в школе. А к лицу поэта прижался черный котище с зелеными глазами-блюдцами, который словно нашептывает на ухо Пушкину сказки. В 1976 году Татьяне Мавриной за вклад в иллюстрирование детских книг была вручена премия Ханса-Кристиана Андерсена (среди лауреатов - Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Джанни Родари).

Выставка Валентина Юстицкого на третьем этаже державинской усадьбы - сенсация.

О художнике и его творчестве рассказала Любовь Яхонтова, куратор выставки, арт-директор благотворительного фонда культуры «Семь ветров»:

- Это имя совсем недавно выплыло из небытия. Первая монография о нем вышла только в 2009 году. Большая часть его работ находится в Саратовском художественном музее. Родился Юстицкий в Петербурге, а в Саратов попал после революции, его направил туда нарком просвещения Луначарский. Художник задержался в городе надолго, преподавал в Студии живописи и рисунка при Пролеткульте, создал синтетический театр «ПОЭХМА» - с элементами цирка, эстрады, музыки, с постоянными выставками в фойе, сочинил авангардные симфонии «Утро большого города» и «Паровозную» и сам дирижировал их исполнением.

Он входил в группу «Тринадцать», в 1931-м был обвинен в «формализме», в 1937-м арестован и отправлен в лагеря на десять лет. Перед арестом Юстицкий передал часть работ ученику. Они всплыли недавно, когда внук этого ученика передал их саратовскому музею.

55 работ из «Пушкинской сюиты» возникли в тридцатые годы. Тогда страна готовилась пышно отметить столетие со дня гибели Пушкина. У Юстицкого не было заказа, он рисовал для себя. Он понимал, что время требует иного Пушкина - идеального, похожего на памятник. А у него совсем другой поэт, близкий к трактовке Вересаева, написавшего книгу «Пушкин в жизни». Вы видите под каждой работой отрывки из стихов. Но это не иллюстрации к ним, а, скорее, аллюзии к образу поэта - стремительные, энергичные. В них много движения, поэт часто изображен в седле. Известно, что Пушкин был прекрасным наездником. Для него это был не спорт, а своеобразная территория свободы, возможность двигаться, преодолевать пространство. И для Юстицкого «Пушкинская сюита» была территорией свободы.

- Судьбы художников группы «Тринадцать» складывались по-разному, - говорит Тамара Буковская-Мишина. - У кого-то, как у Кузьмина, - благополучно, у других - трагично. Но вслед за Ходасевичем именем Пушкина они перекликались с наступающим мраком.

Вот вам и ответ на вопрос, почему Пушкина так любят до сих пор. Современные художники выпустили на свет всех демонов, а мир, созданный Пушкиным, светел и гармоничен. Его поэзия примиряет с жизнью и даже со смертью: «Благословен и день забот, благословен и тьмы приход». И, хотя уже давно нет на свете ни одного лицеиста, мы продолжаем праздновать День лицея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (5812) от 19.10.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.