В темпе Пушкина

19 октября 1811 года был открыт Императорский Царскосельский лицей, ставший самым, быть может, знаменитым учебным заведением в истории России. Здесь воспитывались Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Константин Данзас, Александр Горчаков...

 В темпе Пушкина | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Память о дорогом Лицее оставалась для них «защитой и подмогой» всю жизнь. «И последний лицеист один будет праздновать 19 октября», - написал Пушкин в 1833 году, когда его друзьям по Лицею было уже под сорок. Сегодня лицейская годовщина воспринимается многими не только как день памяти Пушкина, но и как день друзей, с которыми судьба свела еще в юности. И - как торжество осени, которая как раз к середине октября достигает пика своей красоты.

В канун лицейской даты Всероссийский музей Пушкина открыл в усадьбе Державина на наб. р. Фонтанки, 118, две интереснейшие выставки: «Пушкиниана художников группы «Тринадцать» и «Пушкинская сюита Валентина Юстицкого».

- Среди графических работ, которыми может гордиться любая музейная коллекция, - произведения мастеров группы «Тринадцать». Эта группа громко заявила о себе после первой же выставки, открывшейся в феврале 1929 года в Московском доме печати, - рассказала Тамара Буковская-Мишина, куратор выставки. - В группу объединились художники-графики, увлеченные идеей «свободного рисования», соотнесенного с темпом и ритмами самой жизни. Группа просуществовала недолго. В 1931 году ее участники были обвинены в формализме, а вскоре она распалась.

Первый зал заполнен рисунками замечательного художника Николая Кузьмина - иллюстрации к «Евгению Онегину». Книга была выпущена издательством «Академия» в 1933 году - к столетию романа в стихах. За свою работу Кузьмин получил в 1937 году золотую медаль Международной выставки в Париже и Сталинскую премию.

- Эти иллюстрации к «Онегину» стали классическими, многим кажется, что они существовали всегда, родились вместе с романом в стихах, - сказал на вернисаже директор Всероссийского музея Пушкина Сергей Некрасов.

Николай Кузьмин, который всю свою жизнь был «болен» Пушкиным, впоследствии вспоминал: «Я иллюстрировал «Онегина», как говорят, в манере рисунков Пушкина, но это не совсем точное утверждение. Дело совсем не в манере, а в том, что я старался рисовать в «темпе» пушкинских рисунков, без предварительного карандашного контура».

Не оторвать глаз от «пушкинских» работ другой художницы из группы «Тринадцать» - Татьяны Мавриной. В ее иллюстрациях к различным сказкам Пушкина - влияние народного искусства, расписной глиняной игрушки, лубка.

И - детство. Иллюстрация к «Руслану и Людмиле» - Пушкин в профиль, чем-то похожий на его автопортрет, который, помню, красовался на тетрадях в линеечку, когда я училась в школе. А к лицу поэта прижался черный котище с зелеными глазами-блюдцами, который словно нашептывает на ухо Пушкину сказки. В 1976 году Татьяне Мавриной за вклад в иллюстрирование детских книг была вручена премия Ханса-Кристиана Андерсена (среди лауреатов - Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Джанни Родари).

Выставка Валентина Юстицкого на третьем этаже державинской усадьбы - сенсация.

О художнике и его творчестве рассказала Любовь Яхонтова, куратор выставки, арт-директор благотворительного фонда культуры «Семь ветров»:

- Это имя совсем недавно выплыло из небытия. Первая монография о нем вышла только в 2009 году. Большая часть его работ находится в Саратовском художественном музее. Родился Юстицкий в Петербурге, а в Саратов попал после революции, его направил туда нарком просвещения Луначарский. Художник задержался в городе надолго, преподавал в Студии живописи и рисунка при Пролеткульте, создал синтетический театр «ПОЭХМА» - с элементами цирка, эстрады, музыки, с постоянными выставками в фойе, сочинил авангардные симфонии «Утро большого города» и «Паровозную» и сам дирижировал их исполнением.

Он входил в группу «Тринадцать», в 1931-м был обвинен в «формализме», в 1937-м арестован и отправлен в лагеря на десять лет. Перед арестом Юстицкий передал часть работ ученику. Они всплыли недавно, когда внук этого ученика передал их саратовскому музею.

55 работ из «Пушкинской сюиты» возникли в тридцатые годы. Тогда страна готовилась пышно отметить столетие со дня гибели Пушкина. У Юстицкого не было заказа, он рисовал для себя. Он понимал, что время требует иного Пушкина - идеального, похожего на памятник. А у него совсем другой поэт, близкий к трактовке Вересаева, написавшего книгу «Пушкин в жизни». Вы видите под каждой работой отрывки из стихов. Но это не иллюстрации к ним, а, скорее, аллюзии к образу поэта - стремительные, энергичные. В них много движения, поэт часто изображен в седле. Известно, что Пушкин был прекрасным наездником. Для него это был не спорт, а своеобразная территория свободы, возможность двигаться, преодолевать пространство. И для Юстицкого «Пушкинская сюита» была территорией свободы.

- Судьбы художников группы «Тринадцать» складывались по-разному, - говорит Тамара Буковская-Мишина. - У кого-то, как у Кузьмина, - благополучно, у других - трагично. Но вслед за Ходасевичем именем Пушкина они перекликались с наступающим мраком.

Вот вам и ответ на вопрос, почему Пушкина так любят до сих пор. Современные художники выпустили на свет всех демонов, а мир, созданный Пушкиным, светел и гармоничен. Его поэзия примиряет с жизнью и даже со смертью: «Благословен и день забот, благословен и тьмы приход». И, хотя уже давно нет на свете ни одного лицеиста, мы продолжаем праздновать День лицея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (5812) от 19.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?