В темпе Пушкина
19 октября 1811 года был открыт Императорский Царскосельский лицей, ставший самым, быть может, знаменитым учебным заведением в истории России. Здесь воспитывались Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Константин Данзас, Александр Горчаков...
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Память о дорогом Лицее оставалась для них «защитой и подмогой» всю жизнь. «И последний лицеист один будет праздновать 19 октября», - написал Пушкин в 1833 году, когда его друзьям по Лицею было уже под сорок. Сегодня лицейская годовщина воспринимается многими не только как день памяти Пушкина, но и как день друзей, с которыми судьба свела еще в юности. И - как торжество осени, которая как раз к середине октября достигает пика своей красоты.
В канун лицейской даты Всероссийский музей Пушкина открыл в усадьбе Державина на наб. р. Фонтанки, 118, две интереснейшие выставки: «Пушкиниана художников группы «Тринадцать» и «Пушкинская сюита Валентина Юстицкого».
- Среди графических работ, которыми может гордиться любая музейная коллекция, - произведения мастеров группы «Тринадцать». Эта группа громко заявила о себе после первой же выставки, открывшейся в феврале 1929 года в Московском доме печати, - рассказала Тамара Буковская-Мишина, куратор выставки. - В группу объединились художники-графики, увлеченные идеей «свободного рисования», соотнесенного с темпом и ритмами самой жизни. Группа просуществовала недолго. В 1931 году ее участники были обвинены в формализме, а вскоре она распалась.
Первый зал заполнен рисунками замечательного художника Николая Кузьмина - иллюстрации к «Евгению Онегину». Книга была выпущена издательством «Академия» в 1933 году - к столетию романа в стихах. За свою работу Кузьмин получил в 1937 году золотую медаль Международной выставки в Париже и Сталинскую премию.
- Эти иллюстрации к «Онегину» стали классическими, многим кажется, что они существовали всегда, родились вместе с романом в стихах, - сказал на вернисаже директор Всероссийского музея Пушкина Сергей Некрасов.
Николай Кузьмин, который всю свою жизнь был «болен» Пушкиным, впоследствии вспоминал: «Я иллюстрировал «Онегина», как говорят, в манере рисунков Пушкина, но это не совсем точное утверждение. Дело совсем не в манере, а в том, что я старался рисовать в «темпе» пушкинских рисунков, без предварительного карандашного контура».
Не оторвать глаз от «пушкинских» работ другой художницы из группы «Тринадцать» - Татьяны Мавриной. В ее иллюстрациях к различным сказкам Пушкина - влияние народного искусства, расписной глиняной игрушки, лубка.
И - детство. Иллюстрация к «Руслану и Людмиле» - Пушкин в профиль, чем-то похожий на его автопортрет, который, помню, красовался на тетрадях в линеечку, когда я училась в школе. А к лицу поэта прижался черный котище с зелеными глазами-блюдцами, который словно нашептывает на ухо Пушкину сказки. В 1976 году Татьяне Мавриной за вклад в иллюстрирование детских книг была вручена премия Ханса-Кристиана Андерсена (среди лауреатов - Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Джанни Родари).
Выставка Валентина Юстицкого на третьем этаже державинской усадьбы - сенсация.
О художнике и его творчестве рассказала Любовь Яхонтова, куратор выставки, арт-директор благотворительного фонда культуры «Семь ветров»:
- Это имя совсем недавно выплыло из небытия. Первая монография о нем вышла только в 2009 году. Большая часть его работ находится в Саратовском художественном музее. Родился Юстицкий в Петербурге, а в Саратов попал после революции, его направил туда нарком просвещения Луначарский. Художник задержался в городе надолго, преподавал в Студии живописи и рисунка при Пролеткульте, создал синтетический театр «ПОЭХМА» - с элементами цирка, эстрады, музыки, с постоянными выставками в фойе, сочинил авангардные симфонии «Утро большого города» и «Паровозную» и сам дирижировал их исполнением.
Он входил в группу «Тринадцать», в 1931-м был обвинен в «формализме», в 1937-м арестован и отправлен в лагеря на десять лет. Перед арестом Юстицкий передал часть работ ученику. Они всплыли недавно, когда внук этого ученика передал их саратовскому музею.
55 работ из «Пушкинской сюиты» возникли в тридцатые годы. Тогда страна готовилась пышно отметить столетие со дня гибели Пушкина. У Юстицкого не было заказа, он рисовал для себя. Он понимал, что время требует иного Пушкина - идеального, похожего на памятник. А у него совсем другой поэт, близкий к трактовке Вересаева, написавшего книгу «Пушкин в жизни». Вы видите под каждой работой отрывки из стихов. Но это не иллюстрации к ним, а, скорее, аллюзии к образу поэта - стремительные, энергичные. В них много движения, поэт часто изображен в седле. Известно, что Пушкин был прекрасным наездником. Для него это был не спорт, а своеобразная территория свободы, возможность двигаться, преодолевать пространство. И для Юстицкого «Пушкинская сюита» была территорией свободы.
- Судьбы художников группы «Тринадцать» складывались по-разному, - говорит Тамара Буковская-Мишина. - У кого-то, как у Кузьмина, - благополучно, у других - трагично. Но вслед за Ходасевичем именем Пушкина они перекликались с наступающим мраком.
Вот вам и ответ на вопрос, почему Пушкина так любят до сих пор. Современные художники выпустили на свет всех демонов, а мир, созданный Пушкиным, светел и гармоничен. Его поэзия примиряет с жизнью и даже со смертью: «Благословен и день забот, благословен и тьмы приход». И, хотя уже давно нет на свете ни одного лицеиста, мы продолжаем праздновать День лицея.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (5812) от 19.10.2016.
Комментарии