В кино без смекалки никак

В начале июля на одном из кронштадтских фортов проходили заключительные съемки фильма под рабочим названием «Первые» - исторической драмы о первооткрывателях Русского Севера Витусе Беринге, Семене Челюскине и их сподвижниках - Василии и Татьяне Прончищевых.

В кино без смекалки никак | Исполнитель роли Петра I Александр Дьяченко готовится войти в плеяду русских актеров, сыгравших царя-реформатора. ФОТО Владимира ЩЕРБАКОВА

Исполнитель роли Петра I Александр Дьяченко готовится войти в плеяду русских актеров, сыгравших царя-реформатора. ФОТО Владимира ЩЕРБАКОВА

Царский наказ

Как это часто бывает в кино, начало истории снимают тогда, когда работа над фильмом, продолжавшаяся почти год, близка к завершению. Героические исследователи Севера уже сделали открытия, более того, Василий и Татьяна Прончищевы умерли в экспедиции. Но у кронштадтского форта, декорированного под строящуюся Петропавловскую крепость, путь героев только начинается.

...Гардемарины Челюскин и Прончищев сдают экзамен по гребному делу, который принимает сам царь Петр и начальник морской академии Фарварсон. Кадеты выходят на шлюпах в залив, где их настигает шторм. В воздух взмывает ракета - это приказ вернуться, однако молодые люди решают довести гонку до конца: доходят до буя, на котором установлен царский вымпел, срывают его и с победой возвращаются к причалу.

Фарварсон вне себя, за неподчинение приказу он грозит гардемаринам Сибирью. А вот царь Петр по достоинству оценивает отвагу моряков: России нужны такие офицеры, чтобы совершать подвиги во славу родины, исследовать ее просторы.

Сегодня будут снимать встречу на причале, сама же гонка проходила накануне.

- Работали до двух часов ночи, - рассказывает оператор Сергей Кулишенко. - Очень красивая картинка получилась, такой закат! Нам подфартило, был настоящий шторм, четыре балла. МЧС даже не хотело выпускать шлюпки в залив, еле уговорили. Волна была такая, что нас кидало во все стороны, приборы захлестывало, черпанули воды. Актеры вели себя героически, гребли в открытом море, внешне страха не показывали, но я видел их глаза... У меня такого экстрима еще не было. Сегодня-то съемка проще, правда, в кино всегда могут быть неожиданности.

Журналисты прибыли на площадку часов в семь вечера, и там уже кипела работа, хотя съемка была назначена на десять. Но в кино основная часть времени всегда отводится на подготовку. Самым занятым был художник-постановщик Сергей Жакулин. По его указаниям выстроили царскую палатку с развевающимся над ней штандартом, деревянный причал.

- Этот блок съемок оказался трудоемким, - сообщил Сергей во время короткого перерыва на обед. - В кино все надо делать быстро, включать смекалку и импровизацию. Вчера, например, пришлось изобретать буй петровского времени, который должен устоять на высокой волне. Отыграл буй замечательно, но сегодня мы его сломаем. А вот причал останется, что, конечно, порадует кронштадтских рыбаков... Больше всего мне самому запомнился блок, который снимали зимой в Петрозаводске. Там на верфях построили копию парусного корабля «Якутскъ», на котором Челюскин и Прончищев и отправились в Великую северную экспедицию. Кстати, чертежи судна мы получили в Петербурге в Центральном военно-морском музее.

С кораблем была такая история: нужно было снимать его обледенелым, застрявшим в торосах. Стояли сильные морозы и достаточно было полностью облить парусник водой. На подготовку давалась ночь. И тут неожиданно потеплело! Пришлось включить смекалку: из проруби качали воду и сразу кидали лопатами снег - он залипал, впитывал в себя влагу, и получились громадные сосульки...

...Тем временем на площадку прибыла массовка - рослые мужчины в мундирах преображенского полка и париках. Гвардейцы начали с того, что взяли по стаканчику кофе и охотно позировали фотокорреспондентам. Впрочем, долго расслабляться им не пришлось - позвали в автобус-гримерку, откуда все преображенцы вышли как на подбор - с усами.

О долге и чести

Хотя во время нашего визита на съемочную площадку шторм был не такой сильный, как накануне, холодный ветер дул, не переставая. Хорошо, что можно укрыться в трейлере режиссера Дмитрия Суворова. Так получилось, что это уже третий режиссер на картине, начинали работу другие. Продюсер Юрий Обухов, выбравший Суворова, поясняет: «Хотя список фильмов Дмитрия невелик, да и все картины - молодежные, «хулиганские», поговорив с ним, я увидел в глазах огонек и не ошибся - очень увлеченно работает. И фамилия подходящая».

Дмитрий говорит, что его увлекла возможность погрузиться в разные эпохи, ведь история захватывает период от Петра до Елизаветы. И герои даны в развитии - юные мечтатели превращаются в закаленных полярников.

К суровым испытаниям в экспедиции добавляется личная драма героев, потому что Челюскин и Прончищев любят одну женщину - Татьяну, которая тоже была на борту «Якутска». В реальности, когда Василий Прончищев умер от эмболии, жена пережила его всего на две недели. Они похоронены в общей могиле в северном поселке Усть-Оленек.

...Наконец, мы увидели, как на площадку привозят исполнителей главных ролей: Наиля Абдрахманова (Прончищев), Евгения Ткачука (Челюскин), Сергея Роста (Фарварсон) и Александра Дьяченко (Петр Первый). Внимание привлекает высокий и представительный Дьяченко в царском мундире полковника Преображенского полка.

- По росту я до Петра недотягиваю, - признается Александр. - Царь был 2 метра 4 сантиметра, а я - 194 см. Да и внешне не похож. Но мы и не ставили задачу портретного сходства. Буду брать энергетикой. Она у Петра была бешеная, если удастся хоть частично передать - останусь доволен...

Картину под рабочим названием «Первые» (есть еще вариант «Созвездие Марии») мы увидим в конце этого года. В ней будет титр: «Основано на реальных событиях».

Проект осуществляет студия «Каро-продакшн» при участии «Ленфильма», Министерства культуры и Русского географического общества.

#кино #съемки #история

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?