Возрожденный Феодоровский собор отмечает пятилетие освящения
Из самых крупных храмов Петербурга собор Феодоровской иконы Божией Матери — новейший. После постройки его освятили в январе 1914-го — года начала Первой мировой войны, принесшей две катастрофические революции. После этого три четверти века в нашем городе больших храмов не строили — только разрушали, в том числе и Феодоровский, превращенный в молокозавод. Но храм возродился и 14 сентября уже отмечает 5-летие со дня своего второго освящения.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Поскольку храм из новейших, то на рубеже XIX и XX веков место для строительства собора, посвященного 300-летию дома Романовых, в историческом центре города нашли с трудом. Феодоровский и теперь для многих еще малоизвестный храм. Стоит он хоть и недалеко от главного вокзала города, но на его задворках. А потому одна из нынешних целей церковнослужителей и прихода — популяризовать собор.
— Но в хорошем смысле слова. У меня есть идея, чтобы одним из основных направлений деятельности нашего храма, после главного — церковного служения, стало духовное культурное просветительство. Не везде и не всеми эта идея воспринимается благожелательно. Некоторые представители церковных кругов считают увлечение просветительством излишним. Среди прихожан наши мероприятия тоже иногда вызывают удивление, мол, в Петербурге и так достаточно культурных учреждений, — делится мыслями настоятель храма протоиерей Александр Сорокин.
Тем не менее настоятель подчеркивает, что просветительство — не план, не перспектива деятельности храма, а его сегодняшняя жизнь. На третьем этаже, на хорах оборудовано выставочное пространство, где организуются экспозиции. Одна из недавних была посвящена 100-летию трагической гибели царской семьи, и здесь разместили выставку портретов членов императорского семейства, написанных современным художником Александром Кондуровым. Еще одна экспозиция была посвящена более неожиданной теме — каллиграфии.
— Это тема слова. А слово, в первую очередь Божье, для церкви всегда было первоосновой, — утверждает отец Александр.
Другие направления — лекционное и концертное. Просветительский центр собора выиграл президентский грант по теме «Древние тексты в современном мире». Конкурс на грант был, между прочим, светский, но выиграли его в Феодоровском соборе и провели курс лекций известных ученых и церковных просветителей.
Для концертной деятельности тоже достаточно пространства. В нижнем храме могут разместиться несколько сотен человек, и здесь часто выступает ансамбль «Солисты Екатерины Великой» под руководством Андрея Решетина. Коллектив исполняет барочную музыку, цикл выступлений назван «Романовские концерты в Романовском храме». А 5-летие освящения собора отметят «Концертом трех веков», который проведет известный в нашем городе Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова.
И все же главным направлением духовного просветительства настоятель собора считает катехизацию — оглашение. Для того чтобы принять крещение в Феодоровском храме, недостаточно просто выразить желание и заявить об этом. Взрослые обязательно должны пройти полный курс основ христианства, с сентября до Пасхи. Зато в праздник Воскресения Христова «выпускники» церковной школы трижды погрузятся в купель, сооруженную в виде мраморного креста в самом храме.
Феодоровская катехизация уже получила широкую огласку в городе. В просветительском центре собора одновременно обучаются до десяти групп по пятнадцать человек в каждой. А в Пасху здесь организуют настоящий выпускной праздник.
Пройти оглашение в историческом Романовском храме, конечно же, само по себе большое событие. Особо старинных икон или других церковных артефактов здесь нет. Зато в период реставрации было произведено немало уникальных творений современных художников, скульпторов. Так, каменная купель, по-церковному баптистерий, сооружена скульптором Серго Авагяном и стала достопримечательностью не только этого собора, но всего Петербурга. На стене напротив купели распятие кисти мэтра современного иконописного искусства архимандрита Зинона. По его эскизу на полу нижнего храма из черного и белого мрамора выложили лабиринт, символизирующий непростой путь человека к постижению Бога. Для православных храмов лабиринт — большая редкость, в Феодоровском соборе он один из немногих в России.
Великолепно бронзовое паникадило — главная люстра верхнего храма весом 4,5 тонны, изготовленная по форме царского венца Михаила Федоровича, первого венценосца романовской династии. Светильники паникадила декорированы под драгоценные камни, которыми был украшен царский головной убор.
У 11 колоколов звонницы собора отдельная история. Они отлиты на заводе, специализирующемся исключительно на изготовлении колоколов, в поволжском городке Тутаеве, ранее он назывался Романов-Борисоглебск. Девять колоколов именные, названы по именам членов царской семьи. Самый большой, девятитонный, носит двойное название Михаил-Николай — по первому и последнему российскому царю.
Собор иконы Феодоровской Божией Матери хоть и современный по своему убранству, но все же хранит немало тайн. Во время реставрации при расчистке стен обнаружились остатки фресок с изображением апостолов. Похоже, этих святых, написанных век назад, нисколько не смущает соседство с ликами апостола Фомы, древних пророков Осия, Исайи, Даниила, освященными недавно. Процесс написания новых икон иконостаса главного храма собора продолжается.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6266) от 11.09.2018 под заголовком «В начале будет слово».
Комментарии