В музей приехал цирк

Выставку, способную в одинаковой степени заинтересовать детей и взрослых, развернул в Корпусе Бенуа Русский музей. В анфиладе залов почти четыре сотни экспонатов, так или иначе отражающих тему цирка.

В музей приехал цирк | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вернисаж выдался многолюдным. Пришли художники – участники проекта и цирковые артисты. Кепка или расшитая рубаха выдавали клоунов. Телекамера фиксировала каждый шаг окруженных свитой Олега Попова и Юрия Гальцева. В толпе перемещались модели в авторских костюмах из бумаги. Неудивительно, что публика, посетившая выставку Бакста в соседних залах, не спешила покинуть музей.

Во все времена цирковым искусством восторгались художники и оставили тому немало свидетельств. Перед публикой предстали произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, фотографии, видео и архивные материалы XIX – XXI веков из собрания Русского музея, Музея циркового искусства, мастерских художников и частных собраний. Все это связано с историей цирка.

– Выставка строится по цирковым жанрам, – рассказывает куратор проекта Альфия Низамутдинова. – Иначе расположить экспонаты невозможно.

Организаторы экспозиции отказались от хронологии, смешали стили, время создания работ... Перемещаясь по залам, зритель видит произведения Васнецова, Пуни, Судейкина, Шухаева и других известных мастеров. Их окружают работы наших современников.

Кураторам не позавидуешь, современные мастера, как правило, осложняют работу. Сотни произведений надо вписать в общую картину, а у авторов на это свой взгляд. Говорят, один из художников в последний момент перевесил картину вверх ногами.

Архитектурно выставка напоминает цирковое представление. Аванзал – пролог с предысторией цирковых жанров. Здесь обосновались акробаты, арлекины, скоморохи – бродячие артисты, выступавшие на ярмарках и праздниках прямо на улицах, затем под куполом шапито и стационарных цирков.

Отдельная тема – цирковое закулисье. О том, чего не видит зритель, рассказывают картины, рисунки, фотографии. Артисты репетируют, отдыхают, ревниво наблюдают за тем, что происходит на манеже.

Искусство клоунады представлено в лицах. С портретов смотрят звезды и легенды цирка – Попов, Енгибаров, Вяткин, Карандаш, Никулин. В зале, посвященном воздушным гимнастам, фокусникам, жонглерам, – легкая, свободная развеска работ. Особый раздел экспозиции отдан четвероногим артистам – медведям, лошадям, верблюдам, тиграм... В центре большая скульптура белого слона, он словно выходит на манеж из-за кулис.

Много интересной информации несут плакаты. Один из них сообщает, что 1 апреля 1924 года на манеже Ленинградского цирка проходил бенефис известного русского комика Золло «Похороны Григория Распутина». Сцену «похорон», если верить плакату, исполняла группа животных.

Тремя годами позже новый воздушный аттракцион «Люстра дьявола» на собственноручно сконструированном аппарате показал артист Анри. О новинке с таким зловещим названием поведал плакат, принадлежащий Музею циркового искусства.

– Для нас это первый выход на такую большую «арену», здесь мы показываем свои сокровища, – рассказала директор музея Екатерина Шаина. – Русский музей счел возможным отобрать 124 работы из нашего собрания – живопись, графика, скульптура, плакаты, фотографии.

Стоит обратить внимание на картину 1935 года «Люди морского дна», она рассказывает о необычной странице в истории цирка. В огромном аквариуме на манеже водолазы ремонтируют модель подводной лодки. Работа показывалась «вживую». Лодка всплывала. Очередь желающих увидеть процесс стояла от цирка до Инженерного замка.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (5654) от 21.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...