В музей через магазин

Сувенирный бизнес по всему миру сопутствует бизнесу туристическому, одна из главных составляющих которого - музеи.

В музей через магазин  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сувенирные магазины в музеях мира расположены так, чтобы посетитель не прошел мимо. Там продаются интересные вещи. Это может быть коврик с тюльпанами для компьютерной мышки из Рейксмузеума в Амстердаме, декоративные часы из Музея Дали в Фигерасе, репродукция из Лувра...

В 1990-е годы музейщики Великобритании приезжали к российским коллегам делиться опытом, как работать в условиях рынка, в том числе и продавать сувенирную продукцию. Сегодня Эрмитаж и Русский музей - признанные лидеры сувенирной индустрии. Идеология у них общая: посетители уносят с собой вещи, отражающие экспозиции, таким образом музеи «проникают» в дома людей.

Стратегия у каждого своя.

У Эрмитажа - договор с компанией, которая от его имени имеет право производить сувенирную продукцию и продавать ее на территории музея.

Механизм отлажен. Компания, профессионально изучающая спрос, понимающая, что будет продаваться, готовит заявки. Их рассматривает художественный совет, в состав которого входят ведущие сотрудники отделов музея. Так, на недавнем заседании обсуждалось несколько предложений. Одно из них - выпуск реплик игральных карт из коллекций музея. Предлагалось начать с немецких экземпляров. После обсуждения принято решение: серию откроет русская коллекция.

В списке кроме карт присутствуют развивающие игры для детей, акварели на бумаге, живопись на холсте... Эти товары популярны, их много выпускают и охотно покупают.

Сувенирные магазины Эрмитажа расположены в галерее Растрелли. В ювелирном отделе две девушки рассматривают серьги и подвески в стиле Фаберже. У другого прилавка дама постарше никак не определится с выбором колье из янтаря. Супружеская пара иностранцев в книжной секции интересуется, как почтой переслать домой художественные альбомы.

В сувенирной «галерее» музея на полках в свободном доступе не менее 50 групп товаров - текстиль, стекло, керамика, книги, вещи для дома... Выбор большой, на разный вкус и кошелек. Школьники покупают закладки, магниты, блокноты, ручки. Женщин привлекают сумки, шарфы, украшения.

Музейный магазин реально отражает коллекции музея, предлагает посетителям разнообразный качественный товар.

В структуре Русского музея есть собственная служба, которая занимается сувенирной продукцией, куда входит и отдел по ее реализации. За два десятилетия существования магазинов накопился опыт, налажен контакт с фондами и научными отделами, появилась база художников, фирм, компаний, с которыми сотрудничает музей. Сложился и ассортимент продукции.

Он строится исключительно на коллекциях музея: живопись, графика, гравюры, скульптуры, декоративно-прикладное искусство. Есть базовые вещи - текстиль, фарфор, каталоги... Это бестселлеры, которые имеют спрос и постоянно пополняются. Ориентация не только на опыт. Отдел статистики проводит опрос посетителей: что хотят люди, что им неинтересно. Особенно востребован авангард на фарфоре. Популярен текстиль: подушки, футболки, бейсболки, сумки, шарфы, платки в технике батик.

Самая популярная торговая точка Русского музея - в Корпусе Бенуа (на снимке). Ее площадь пришлось расширять.

Линейка продукции обновляется, дополняется к открытию выставок. Большая коллекция готовится к осенней выставке Айвазовского. Будут выпущены каталог, закладки, подушки, сумки, фарфор и даже зонты. Бушующее море - не самый веселый сюжет для зонта, но, если изображение удачно разместить, получится неплохо.

Сувенирная индустрия не стоит на месте. Специалисты ищут свежие позиции для новых категорий покупателей. Нового много - платки по сюжетам русского живописца XVIII века Федора Толстого, детские развивающие игры. Настольная игра «Женский образ. 36 шедевров из собрания Русского музея» рассчитана на разный возраст участников. Разрабатывается и еще один будущий сувенирный бестселлер - серьги - реплика экспоната XVII века из особой кладовой музея. У него будет особая упаковка, а к ней - фотография оригинала.

Как говорит руководитель отдела сувенирной продукции Русского музея Екатерина Гусева, нельзя бесконечно «душить» людей матрешками. Музейные сувениры проходят строгий отбор - от выбора сюжета до качества исполнения. Эта сфера деятельности не должна плохо влиять на репутацию музея. Принцип продажи сувениров классический, как в крупных музеях мира - магазин невозможно не заметить.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (5781) от 06.09.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.