Главная городская газета

В музей через магазин

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью
В музей через магазин  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сувенирный бизнес по всему миру сопутствует бизнесу туристическому, одна из главных составляющих которого - музеи.

Сувенирные магазины в музеях мира расположены так, чтобы посетитель не прошел мимо. Там продаются интересные вещи. Это может быть коврик с тюльпанами для компьютерной мышки из Рейксмузеума в Амстердаме, декоративные часы из Музея Дали в Фигерасе, репродукция из Лувра...

В 1990-е годы музейщики Великобритании приезжали к российским коллегам делиться опытом, как работать в условиях рынка, в том числе и продавать сувенирную продукцию. Сегодня Эрмитаж и Русский музей - признанные лидеры сувенирной индустрии. Идеология у них общая: посетители уносят с собой вещи, отражающие экспозиции, таким образом музеи «проникают» в дома людей.

Стратегия у каждого своя.

У Эрмитажа - договор с компанией, которая от его имени имеет право производить сувенирную продукцию и продавать ее на территории музея.

Механизм отлажен. Компания, профессионально изучающая спрос, понимающая, что будет продаваться, готовит заявки. Их рассматривает художественный совет, в состав которого входят ведущие сотрудники отделов музея. Так, на недавнем заседании обсуждалось несколько предложений. Одно из них - выпуск реплик игральных карт из коллекций музея. Предлагалось начать с немецких экземпляров. После обсуждения принято решение: серию откроет русская коллекция.

В списке кроме карт присутствуют развивающие игры для детей, акварели на бумаге, живопись на холсте... Эти товары популярны, их много выпускают и охотно покупают.

Сувенирные магазины Эрмитажа расположены в галерее Растрелли. В ювелирном отделе две девушки рассматривают серьги и подвески в стиле Фаберже. У другого прилавка дама постарше никак не определится с выбором колье из янтаря. Супружеская пара иностранцев в книжной секции интересуется, как почтой переслать домой художественные альбомы.

В сувенирной «галерее» музея на полках в свободном доступе не менее 50 групп товаров - текстиль, стекло, керамика, книги, вещи для дома... Выбор большой, на разный вкус и кошелек. Школьники покупают закладки, магниты, блокноты, ручки. Женщин привлекают сумки, шарфы, украшения.

Музейный магазин реально отражает коллекции музея, предлагает посетителям разнообразный качественный товар.

В структуре Русского музея есть собственная служба, которая занимается сувенирной продукцией, куда входит и отдел по ее реализации. За два десятилетия существования магазинов накопился опыт, налажен контакт с фондами и научными отделами, появилась база художников, фирм, компаний, с которыми сотрудничает музей. Сложился и ассортимент продукции.

Он строится исключительно на коллекциях музея: живопись, графика, гравюры, скульптуры, декоративно-прикладное искусство. Есть базовые вещи - текстиль, фарфор, каталоги... Это бестселлеры, которые имеют спрос и постоянно пополняются. Ориентация не только на опыт. Отдел статистики проводит опрос посетителей: что хотят люди, что им неинтересно. Особенно востребован авангард на фарфоре. Популярен текстиль: подушки, футболки, бейсболки, сумки, шарфы, платки в технике батик.

Самая популярная торговая точка Русского музея - в Корпусе Бенуа (на снимке). Ее площадь пришлось расширять.

Линейка продукции обновляется, дополняется к открытию выставок. Большая коллекция готовится к осенней выставке Айвазовского. Будут выпущены каталог, закладки, подушки, сумки, фарфор и даже зонты. Бушующее море - не самый веселый сюжет для зонта, но, если изображение удачно разместить, получится неплохо.

Сувенирная индустрия не стоит на месте. Специалисты ищут свежие позиции для новых категорий покупателей. Нового много - платки по сюжетам русского живописца XVIII века Федора Толстого, детские развивающие игры. Настольная игра «Женский образ. 36 шедевров из собрания Русского музея» рассчитана на разный возраст участников. Разрабатывается и еще один будущий сувенирный бестселлер - серьги - реплика экспоната XVII века из особой кладовой музея. У него будет особая упаковка, а к ней - фотография оригинала.

Как говорит руководитель отдела сувенирной продукции Русского музея Екатерина Гусева, нельзя бесконечно «душить» людей матрешками. Музейные сувениры проходят строгий отбор - от выбора сюжета до качества исполнения. Эта сфера деятельности не должна плохо влиять на репутацию музея. Принцип продажи сувениров классический, как в крупных музеях мира - магазин невозможно не заметить.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook