В Музее городской скульптуры показали «Ленинград. Оттепель»

По мнению автора «Санкт-Петербургских ведомостей», выставка стала точным и продуманным посвящением искусству 1950 - 1960-х годов.

В Музее городской скульптуры показали «Ленинград. Оттепель» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

У журналистов, пишущих о художественных выставках, существует проверенный годами метод определения качества показанного: надо послушать реакцию фотографа, с которым мы ходим на вернисажи. Часто они, привыкшие к потоку, молча достают фотокамеру, делают несколько снимков и говорят: «Ну, я пошел». В данном случае Дмитрий Соколов долго рассматривал литографии, а потом заметил: «Какие хорошие работы». 

Недавно свои выставки посвятили «оттепели» Третьяковская галерея и Русский музей. Музей городской скульптуры сделал акцент на ее человеческом измерении. По словам Надежды Ефремовой, куратора выставки, старшего научного сотрудника музея, «в яркий, неповторимый период «оттепели» человек, его жизнь, его индивидуальность стали всем интересны». 

Пейзаж Сергея Штейнберга называется «Памятник Николаю Римскому-Корсакову». Но первое, на что мы обращаем внимание, - это публика, спешащая на спектакль к ярко освещенному подъезду Кировского театра. Вспоминаются пейзажи Камиля Писсаро. В «Белой ночи» Михаила Успенского главными становятся не разведенный мост и Нева, а девушки в белых платьях, встречающие рассвет. 

Ефремова обращает внимание на изображение воды или дождя, которые становятся символом движения, обновления. Как в пейзаже Анатолия Каплана «Набережная Мойки», Станислава Вихарева «Стрелка Васильевского острова», «Метро «Площадь Восстания» Ирины Маслениковой. А то и метафорой очищения от прежних печалей и невзгод, как в литографии Веры Матюх «Девушка под зонтом» с бликами света на мокром плаще. 

Даже «Первый снег» Милицы Чарнецкой освежает, не говоря про ледоход в пейзаже Вадима Смирнова «На Неве». Официальный из официальных Петр Белоусов вдруг создал пейзаж «Летний сад. Статуя. Ночь», где главными персонажами стала парочка, гуляющая под дождем. 

Этим литографиям «аукается» скульптура - «Портрет мальчика» Федора Никулина из шамота, раскрашенного синей краской, «Портрет футболиста Льва Бурчалкина», «Танцовщица Тамара Томилина» Моисея Вайнмана. 

Особое место на выставке занимает классик ленинградского искусства Александр Ведерников с литографией «Университетская набережная» и яркими натюрмортами в духе Анри Матисса. Александр Самохвалов, словно вспомнив свою молодость и картину «После кросса», создал несколько небольших скульптур купальщиц. 

В оттепельные времена Пелагея Шурига получила возможность создать из «легкомысленного» расписанного красками гипса рельефы работниц швейной фабрики им. Володарского - Лины Степановой, Александры Эрмиль и Лии Пятибратовой. Она же, используя классический сюжет о трех грациях, изображает их в гипсе и называет работу «Право на отдых». 

В 1956 году скульптор Михаил Аникушин воспользовался своим «правом на труд». Когда его модель памятника Пушкину должна была идти в отливку, он попросил еще три месяца, чтобы довести модель до совершенства. И был услышан, дело по тем временам совершенно необычное. На выставке показаны несколько фотографий, которые делали сотрудники музея для служебных целей, сейчас это памятники времени - открытие памятника Пушкину, реставрация Нарвских ворот, возложение цветов к памятнику Ломоносову в день его рождения... И ноябрь, идет сильный снег, но лицо девочки, смотрящей в объектив, светится оптимизмом. 

Материал был опубликован в газете под № 071 (6180) от 20.04.2018 под заголовком: «Короткое время надежд».

#выставка #Музей городской скульптуры #оттепель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (6180) от 20.04.2018.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?