В круге большого Мастера
Сегодня в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Круг Петрова-Водкина». Событие для Петербурга совершенно неординарное – более 200 произведений 47 художников из 7 российских музеев и 10 частных коллекций. Многие имена известны только специалистам, большинство произведений последователей Петрова-Водкина выставляются впервые.
Елена Аладжалова. «Праздник 1 мая» (фрагмент).
«Я не плодил дилетантов», – говорил о своей педагогической деятельности Кузьма Петров-Водкин. Он преподавал более 20 лет, сначала, сменив Льва Бакста, в частной школе рисования и живописи Елизаветы Званцевой, которая располагалась на Таврической улице под знаменитой «Башней» Вячеслава Иванова. Художник посещал знаменитые ивановские среды, где собирались литераторы и философы-символисты.
После революции – в Академии художеств, которая в те бурные годы часто меняла названия и программы, но оставалась центром образования для новых поколений живописцев и скульпторов. Петров-Водкин пришел в академию в январе 1918 года по просьбе студентов и был избран ее профессором.
Он всегда следовал правилу – открыть для студентов тайны мастерства и «научить учиться». Это были не школьные диктанты, а совместные поиски своего места в искусстве. Именно поэтому в названии выставки использовано слово «круг», а не «ученики».
Сейчас, на расстоянии почти в сто лет от тех событий, становится все очевиднее, что в 1920-е годы школа Петрова-Водкина была самой важной, она породила больше талантливых художников, чем существовавшие в то же время в Петрограде – Ленинграде школа супрематистов Казимира Малевича или аналитического искусства Павла Филонова.
Возможно, секрет педагогического успеха Петрова-Водкина прячется в универсальности его таланта. По словам Ольги Мусаковой, одного из кураторов выставки, художник не поддается однозначному определению, не укладывается на узкую полку в истории искусства. Он был символистом-монументалистом, работал на перекрестке авангарда и реализма, сочетал природную религиозность и интерес к естественным наукам, хорошо знал иконопись и ранний ренессанс. Знаменитая петрово-водкинская «трехцветка» – использование красного, синего и желтого для получения любого цветового сочетания – из старого искусства. Задание для студентов создать картину одной краской, добиваясь цветовых нюансов за счет плотности мазка, – из арсенала минималистов ХХ века.
Русский музей мечтал о выставке круга Петрова-Водкина со времен перестройки, когда стал широко показывать искусство первых советских лет. Уже тогда было очевидно, что это большое самостоятельное явление. Но, чтобы создать такой проект, понадобились долгие совместные усилия государственного музея и частных коллекционеров. На финишном этапе важная роль принадлежит Алле Есипович-Рогинской, коллекционеру и координатору проекта.
Выставка «Круг Петрова-Водкина» построена как повествование в контексте истории страны. От символических картин, созданных учениками школы Званцевой (она впервые представлена как самостоятельное явление), где художники только предчувствуют будущие бури нового века, до драматических произведений тридцатых годов, когда все художественные школы были разгромлены, а социалистический реализм объявлен единственно верным учением.
Русский музей не использует на выставке произведений Петрова-Водкина из постоянной экспозиции, мастер присутствует другими работами в разных залах как первый среди равных. Рядом с картинами Петрова-Водкина «Изгнание из рая» и «Играющие мальчики», обе – 1911 года, показаны работы учеников званцевской школы – «Автопортрет. На диване» Надежды Лермонтовой, «Портрет мальчика» и «Портрет балерины» Фавсты Шихмановой.
За ними следуют натурные постановки Марии Ломакиной, Евгении Благовещенской, Вячеслава Пакулина, Татьяны Купервассер. Они созданы в мастерской Петрова-Водкина в Академии художеств.
Название «Головомойка» для дипломной работы Александра Самохалова придумал Петров-Водкин. Главным «действующим лицом» этой картины становится не мать, мылящая голову девочке, а винтовая лестница, которая одновременно взмывает к потолку и грозит упасть на зрителя. В полном соответствии с неэвклидовыми построениями учителя.
Самым талантливым последователем мастера стал Леонид Чупятов, он представлен лучшими произведениями – «Красильщик», «Автопортрет», «Богоматерь Умиление», «Композиция с красной фигурой».
Впервые зрители увидят картину Фавсты Шихмановой «Вид на Обводный канал» из частного собрания и редко выставляемые «Праздник 1 мая» Елены Аладжаловой из Музея Академии художеств и «Богоматерь на фоне Москвы» Владимира Дмитриева из Московского музея современного искусства.
Еще одно открытие выставки – художник Алексей Зернов. Он представлен картинами «Модель в мастерской» и несколькими изысканными натюрмортами. В 1937 году после ареста брата – простого столяра Зернов пишет небольшую картину «Происшествие» – игрушечный деревянный автомобильчик переехал и обезглавил плюшевого мишку. Звучание этой картины усилено безмятежным обрамлением в духе раннего Петрова-Водкина картинами «Пионерский лагерь. Купание» Николая Секиркина и «Мальчики на мостках» Евгении Благовещенской.
В «Круг Петрова-Водкина» можно войти по 22 сентября 2016 года.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (5714) от 02.06.2016.
Комментарии