Антверпен: в гостях у Рубенса

Антверпен - столица алмазов, центр моды и дизайна, второй по величине порт Европы. Но прежде всего это город Рубенса. Здесь он жил, творил, похоронен и до сих пор остается самым известным горожанином.

Антверпен: в гостях у Рубенса | Памятник самому знаменитому жителю Антверпена. Фото: braico/Pixabay

Памятник самому знаменитому жителю Антверпена. Фото: braico/Pixabay

На прошлой неделе в Антверпене открылся и продлится до сентября фестиваль, посвященный Рубенсу и эпохе барокко, - событие европейского уровня. На открытие съехались журналисты из разных стран.

У нашего города с Антверпеном шесть десятилетий неразрывных дружеских связей. Да и Рубенс нам не чужой: в Эрмитаже хранится одна из лучших в мире коллекций работ великого живописца. Приглашение офиса по туризму Фландрии посетить фестиваль было принято с благодарностью.

Присутствие Рубенса в Антверпене ощущается чуть не на каждом шагу. Его живопись украшает храмы, бронзовый памятник высится на площади перед главным собором, Дом-музей стоит на оживленной улице в центре, неподалеку и церковь Св. Иакова, прихожанином которой был Рубенс, там он похоронен.

Всюду в городе бросается в глаза логотип фестиваля «Антверпенское барокко-2018. Рубенс вдохновляет». В свое время гений барокко влиял на всю художественную культуру Фландрии. С его мастерской были связаны живописцы, граверы, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Они создавали вещи, украшавшие дома или входившие в собрания коллекционеров той поры. Организаторы фестиваля задались целью исследовать влияние Рубенса на современность.

Программа, посвященная барокко и гению этого стиля, разнообразна и обширна. Она рассказывает об искусстве старом и сегодняшнем, что особенно интересно, соединяет их в музеях и городском пространстве под открытым небом.

В центре города на стенах зданий появились и никого не возмущают огромные граффити, выполненные международной командой художников: это может быть вполне современный портрет в стиле барокко, изображение архитектурных деталей или что-то еще.

В нескольких минутах езды от центра города в парке «Миддлхейм» (площадь 12 гектаров) - музее скульптуры ХХ века на траве среди цветов, кустов и деревьев стоят творения Родена, Бурделя, Майоля и других классиков. В их компанию попытались вписаться работы современных авторов из разных стран. Вдохновленные мотивами барокко, они создали фонтаны, лабиринты, оптические иллюзии, горбатые мостики... Все это олицетворяет, впрочем, не красоту, а тревоги и конфликты, не дающие покоя современным людям: неустойчивость политической ситуации, трудности общения разных культур, поиски гармонии...

Рубенс заявлен как хозяин фестиваля. Его собственный дом, где в жилых покоях и мастерской воссоздана атмосфера, в которой жил первый владелец, демонстрирует посетителям новые шедевры и открывает тайны. Портик - оригинальная часть здания, его визитная карточка, реставрируется. На время фестиваля посетителям предоставлена возможность надеть каску, подняться на леса и вблизи рассмотреть причудливый декор, созданный Рубенсом.

Музейная экспозиция дома пополнилась шедеврами. Так, из Мадрида на три месяца прибыло полотно «Мученическая смерть святого Андрея». Оно вернулось домой после 400-летнего отсутствия.

В свою очередь Дом Рубенса и МАS (музей на реке), разместившийся в здании современной архитектуры, осуществили совместный проект - «Микаэлина: главная героиня барокко». О самой героине Микаэлине Вотье (1604 - 1689) мало что известно. С братом, тоже художником, она жила в Брюсселе, они работали в общей мастерской, семьей не обзавелись. Выставка демонстрирует около тридцати работ художницы, добившейся успеха в эпоху, когда женщины-живописцы были редкостью. Ее дарование было многогранным, сюжеты смелыми, техника исполнения превосходна. Микаэлина писала портреты, цветочные композиции и исторические полотна большого формата, за которые не решались браться мужчины. На выставке представлено полотно «Мистическое обручение святой Катарины».

Обо всех проектах фестиваля в одной публикации не расскажешь. Но нельзя не упомянуть выставку «Сангина. Люк Тейманс о барокко» в музее современного искусства М НКА. Она объединила и показала в диалоге произведения старых мастеров, таких как Жорж де Латур, Франсиско де Сурбаган, Караваджо, и работы модных современных авторов. Как говорит куратор Люк Тейманс, так создается напряжение и возникает мост между старым и современным искусством.

Фестиваль барокко в Антверпене открывает трехлетнюю программу «Мастера фламандской школы», посвященную творчеству Рубенса, Брейгеля и Ван Эйка.

Что касается звезд современного арт-небосвода, то в Бельгии первым номером числится Ян Фабр. На родине его ценят, им гордятся. Этому художнику в прямом смысле удалось встать рядом с великими предшественниками. Его скульптура «Человек, несущий крест» - первая работа современного автора, заказанная церковью. Сияющая бронзовая статуя установлена в соборе Антверпенской богоматери, самом большом храме Бельгии, украшенном монументальными творениями Рубенса. На днях в рамках фестиваля в исторической церкви Св. Августина будет открыт новый алтарь, созданный Фабром. По заказу для этого храма работали великие художники. Полотно для главного алтаря создал Рубенс.

Материал был опубликован в газете под №104 (6213) от 14.06.2018 под заголовком «В гостях у Рубенса».

#выставка #искусство #Бельгия #Эрмитаж

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.