
В чепчике к Чайковскому
В Камерном зале Академической капеллы состоялся концерт для младенцев с родителями «Музыкальные пинетки». Из названия понятен замысел: в этот день малыши должны были сделать свои первые шаги в мир классической музыки. Для кого-то это были первые ползки – заботливые мамы решили приобщить к искусству совсем крошек. Оборудованная рядом с залом комната для кормления и пеленания все сорок пять минут не пустовала.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Польза такого рода концертов давно доказана, о благотворном влиянии музыки на новорожденных написано множество статей. Но, мне кажется, причина аншлага в другом: подсознательно каждый родитель надеется, что окруженный с первых дней жизни возвышенным и прекрасным малыш вырастет необыкновенным.
Пока все переодевались (туфельки, платьица, рубашки понаряднее, новенькие пинетки, кружевные чепчики), рассаживались (мамы с детьми в первом ряду, папы – во втором, дети в центре среди игрушек и с педагогами монтессори-школы «Золотая бусина»), можно было заметить, как тщательно готовились к посещению концерта юные гости. Точнее, постарались взрослые, которые, разумеется, хотели, чтобы их ребенок был «чуточку лучше других».
Первым аккордом был синтез смеха и плача. Родители очень старались показать образец зрительского поведения, но неугомонные меломаны устремились помыслами в свои фантазии, выстроенные из кубиков, выложенные из ярких шариков и сложенные из деталей конструктора. Но вот объявили выход музыкантов: солисты Академической капеллы выглядели сногсшибательно. Скрипачка Василиса Диминенко, арфистка Екатерина Писарева и певица Анастасия Богачева были похожи на принцесс из диснеевских мультфильмов. Пианист Илья Чирсков и флейтист Илья Динов – статные, элегантные, этакие рыцари музыки. Непоседы притихли в ожидании...
Надо отметить, что инструменты были подобраны специально для нежных детских ушей и все сочинения исполнялись в переложении для столь камерного состава.
Зазвучала музыка, справа – вздох, слева – всхлип, откуда-то сзади – хихиканье, хотя, в общем-то, было тихо. Но непродолжительной была тишина: как только музыканты начали играть Русский танец из балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского, среди присутствующих нашлись несколько маленьких лебедей, закружившихся в танце. На колыбельную медведицы из мультика «Умка» и даже песенку крокодила Гены юные зрители реагировали с меньшим энтузиазмом. Наверное, потому что эти песни им хорошо знакомы, а мелодия Чайковского стала неожиданным чудом.
Один папа поделился мнением: «Игрушки только отвлекают, мне кажется, дети с удовольствием слушают красивую музыку и без игрушек». Он привел четырехлетнего сына, который действительно слушал внимательно и только пару раз выбежал на игровую площадку, и то лишь для того, чтобы покрасоваться перед сверстниками.
Большой успех у маленьких слушателей имели Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. В завершение концерта прозвучало Интермеццо из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Видно, что классика малышей заинтриговала. Папа пообещал Марку, что сводит его в Филармонию. А маленькая Оля сама попросила маму в следующее воскресенье тоже послушать музыку, но не из мультиков, а настоящую...
Напоследок артисты исполнили «Я на солнышке лежу», взрослые хлопали в такт, дети улыбались.
Если с каждым концертом немножко усложнять программу и добавлять интригу, пожалуй, можно воспитать постоянную публику, состоящую из детворы. А к ним, глядишь, и взрослые подтянутся, захотят настоящей музыки, а не из телевизоров.
В тот же воскресный день в Большом зале Филармонии было также много детей, но постарше. Популярностью у подрастающего поколения «продвинутых зрителей» пользуются концерты абонемента «Детский уголок». Программы таких концертов составлены изобретательно, интригуют взрослых не меньше, чем школьников. Каждый раз удается услышать произведения, которые по понятной причине не звучат в вечерних концертах – а жаль. Например, веселое путешествие по оркестру «Толстячок по имени Туба» американского композитора Джона Клейнсингера. В качестве чтеца – любимица публики Ксения Раппопорт. Или «Серенада лягушки» Вацлава Трояна для тромбона с оркестром. Каков тромбон! Или триумф еще одного инструмента – «Старый ворчун» Юлиуса Фучика (дяди знаменитого журналиста) для фагота с оркестром. Каков фагот!
Забавно, что в обоих концертах прозвучала знаменитая композиция Moon river из кинофильма «Завтрак у Тиффани» Генри Манчини. Много в ней наивности, чистоты и света, необходимых детскому организму в конце зимы. Впрочем – всегда.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5399) от 16.02.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии