В чепчике к Чайковскому

В Камерном зале Академической капеллы состоялся концерт для младенцев с родителями «Музыкальные пинетки». Из названия понятен замысел: в этот день малыши должны были сделать свои первые шаги в мир классической музыки. Для кого-то это были первые ползки – заботливые мамы решили приобщить к искусству совсем крошек. Оборудованная рядом с залом комната для кормления и пеленания все сорок пять минут не пустовала.

В чепчике к Чайковскому | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Польза такого рода концертов давно доказана, о благотворном влиянии музыки на новорожденных написано множество статей. Но, мне кажется, причина аншлага в другом: подсознательно каждый родитель надеется, что окруженный с первых дней жизни возвышенным и прекрасным малыш вырастет необыкновенным.

Пока все переодевались (туфельки, платьица, рубашки понаряднее, новенькие пинетки, кружевные чепчики), рассаживались (мамы с детьми в первом ряду, папы – во втором, дети в центре среди игрушек и с педагогами монтессори-школы «Золотая бусина»), можно было заметить, как тщательно готовились к посещению концерта юные гости. Точнее, постарались взрослые, которые, разумеется, хотели, чтобы их ребенок был «чуточку лучше других».

Первым аккордом был синтез смеха и плача. Родители очень старались показать образец зрительского поведения, но неугомонные меломаны устремились помыслами в свои фантазии, выстроенные из кубиков, выложенные из ярких шариков и сложенные из деталей конструктора. Но вот объявили выход музыкантов: солисты Академической капеллы выглядели сногсшибательно. Скрипачка Василиса Диминенко, арфистка Екатерина Писарева и певица Анастасия Богачева были похожи на принцесс из диснеевских мультфильмов. Пианист Илья Чирсков и флейтист Илья Динов – статные, элегантные, этакие рыцари музыки. Непоседы притихли в ожидании...

Надо отметить, что инструменты были подобраны специально для нежных детских ушей и все сочинения исполнялись в переложении для столь камерного состава.

Зазвучала музыка, справа – вздох, слева – всхлип, откуда-то сзади – хихиканье, хотя, в общем-то, было тихо. Но непродолжительной была тишина: как только музыканты начали играть Русский танец из балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского, среди присутствующих нашлись несколько маленьких лебедей, закружившихся в танце. На колыбельную медведицы из мультика «Умка» и даже песенку крокодила Гены юные зрители реагировали с меньшим энтузиазмом. Наверное, потому что эти песни им хорошо знакомы, а мелодия Чайковского стала неожиданным чудом.

Один папа поделился мнением: «Игрушки только отвлекают, мне кажется, дети с удовольствием слушают красивую музыку и без игрушек». Он привел четырехлетнего сына, который действительно слушал внимательно и только пару раз выбежал на игровую площадку, и то лишь для того, чтобы покрасоваться перед сверстниками.

Большой успех у маленьких слушателей имели Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. В завершение концерта прозвучало Интермеццо из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Видно, что классика малышей заинтриговала. Папа пообещал Марку, что сводит его в Филармонию. А маленькая Оля сама попросила маму в следующее воскресенье тоже послушать музыку, но не из мультиков, а настоящую...

Напоследок артисты исполнили «Я на солнышке лежу», взрослые хлопали в такт, дети улыбались.

Если с каждым концертом немножко усложнять программу и добавлять интригу, пожалуй, можно воспитать постоянную публику, состоящую из детворы. А к ним, глядишь, и взрослые подтянутся, захотят настоящей музыки, а не из телевизоров.

В тот же воскресный день в Большом зале Филармонии было также много детей, но постарше. Популярностью у подрастающего поколения «продвинутых зрителей» пользуются концерты абонемента «Детский уголок». Программы таких концертов составлены изобретательно, интригуют взрослых не меньше, чем школьников. Каждый раз удается услышать произведения, которые по понятной причине не звучат в вечерних концертах – а жаль. Например, веселое путешествие по оркестру «Толстячок по имени Туба» американского композитора Джона Клейнсингера. В качестве чтеца – любимица публики Ксения Раппопорт. Или «Серенада лягушки» Вацлава Трояна для тромбона с оркестром. Каков тромбон! Или триумф еще одного инструмента – «Старый ворчун» Юлиуса Фучика (дяди знаменитого журналиста) для фагота с оркестром. Каков фагот!

Забавно, что в обоих концертах прозвучала знаменитая композиция Moon river из кинофильма «Завтрак у Тиффани» Генри Манчини. Много в ней наивности, чистоты и света, необходимых детскому организму в конце зимы. Впрочем – всегда.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5399) от 16.02.2015.


Комментарии