В Амстердаме накрыли столы

В свой юбилейный год Эрмитаж открыл в столице Нидерландов выставку «Обедая с царями». Она демонстрирует больше тысячи предметов из богатых коллекций европейского и русского фарфора. Знаменитые царские сервизы стоят на столах в историческом комплексе Амстелхоф на берегу Амстела.

В Амстердаме накрыли столы | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа<br>Михаил Пиотровский на открытии выставки в Амстердаме.

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Михаил Пиотровский на открытии выставки в Амстердаме.

Амстелхоф построен в 1683 году.

Добротно спроектированное здание предназначалось для дома престарелых и выполняло эту функцию больше трех столетий. Мэрия Амстердама выделила деньги на строительство нового дома, тогда и пришла пора решать, что делать с тем, что вскоре опустеет.

На здание-памятник претендовали разные учреждения, в том числе музеи. Но Эрнст Вейн – в то время директор центра «Новая Кирха», где не раз с большим успехом проходили выставки из Эрмитажа, убедил Михаила Пиотровского и своих соотечественников создать в Амстелхофе филиал российского музея. Как вспоминает Вейн: «Мы с Михаилом гуляли по Амстердаму, разговаривали, пили водку, я показал ему Амстелхоф».

Замысел, казавшийся фантастическим, получил развитие. Между Министерством культуры нашей страны, Эрмитажем и фондом «Эрмитаж на Амстеле» был подписан договор о создании центра, покровителем которого стал его королевское высочество принц Оранский Виллем Александр.

У проекта оказалась счастливая судьба, он многим пришелся по душе. Его поддержало правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, частные компании. Общими усилиями удалось собрать 39 миллионов евро, необходимых для реконструкции здания и приспособления его под музейные нужды.

Архитекторы – авторы проекта представляли его в Петербурге в Эрмитажном театре и в родном городе. В Амстердаме, прежде чем приступить к строительным работам, принято заручаться одобрением жителей окрестных домов. Некоторых пришлось убеждать.

Новую музейную площадку, еще не открытую, умело «раскручивали». Двери Амстелхофа, крепко запертые для посторонних несколько столетий, распахнулись перед жителями Амстердама. Они ознакомились с историческим комплексом. Когда строительные работы шли полным ходом, вечером на темном фасаде Амстелхофа горожане могли видеть увеличенные изображения картин известных художников.

Первая очередь центра «Эрмитаж – Амстердам» открылась в 2004 году. Выставочные залы, музейный магазин, детские студии заняли одно крыло комплекса – Неерландию, десятую часть общей площади. До завершения полной реконструкции Амстелхофа Эрмитаж привез с берегов Невы на берега Амстела десять выставок. По договоренности, российский музей не показывал в Амстердаме голландскую живопись из своих собраний, зато показал греческое золото, искусство модерна, персидское искусство, Петербург в фотографиях ХIХ столетия... Российский центр стал популярным и занял свое место в ряду знаменитых амстердамских музеев. Когда была полностью завершена реконструкция Амстелхофа, Неерландия отошла детям.

Летом 2009 года российский музейный центр в Амстердаме открыли первые лица двух стран – королева Беатрикс и президент РФ Дмитрий Медведев. Семьсот журналистов из Германии, Франции, Греции, Италии, Бельгии и других стран съехались, чтобы увидеть новое музейное пространство. Посмотреть было на что.

Авторы проекта реставрации уничтожили следы реконструкции тридцатилетней давности. В неприкосновенности остались стены и окна, да и те изменили цвет. В XVII веке фасады здания были светлее. Кирпич очистили, а оконные рамы покрасили в «родной» бордовый цвет.

Реконструкция не коснулась Церковного зала и кухни, облик которых мало менялся с момента постройки здания. Долгое время Церковный зал был самым большим публичным помещением Амстердама. Здесь давали торжественные обеды, принимали высоких гостей (в том числе Черчилля), в этих стенах звучал орган.

В целом внутренняя архитектура Амстелхофа стала принципиально иной. Она обрела логику современного музейного пространства, комфортного для экспонатов и людей. Экспозиционные помещения обосновались в двух больших залах с окнами на потолке и анфиладах из четырех десятков небольших кабинетов. Площадей почти 9 тысяч квадратных метров вполне хватило, чтобы разместить там музейные магазины, лекционный зал, кафе, ресторан «Нева»... После реконструкции стал доступным для посетителей и внутренний двор с вековыми деревьями и большим газоном.

Филиал Эрмитажа в Нидерландах открылся выставкой «Русский императорский двор». Она рассказала о придворной жизни Российской империи и создала образ блистательного русского двора ХIХ века. Затем последовали экспозиции «От Матисса к Малевичу», «Александр Великий», «Искусство православной церкви, «Рубенс». «Петр Великий»...

Сегодня Эрмитаж на Амстеле – музейный центр в четыре тысячи квадратных метров выставочных площадей, но без своей коллекции. На этой площадке российский музей представляет временные выставки из своих собраний. В марте следующего года в Амстердам отправится выставка «Царь Александр I и Наполеон».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5357) от 09.12.2014.


Комментарии