В Амстердаме накрыли столы

В свой юбилейный год Эрмитаж открыл в столице Нидерландов выставку «Обедая с царями». Она демонстрирует больше тысячи предметов из богатых коллекций европейского и русского фарфора. Знаменитые царские сервизы стоят на столах в историческом комплексе Амстелхоф на берегу Амстела.

В Амстердаме накрыли столы | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа<br>Михаил Пиотровский на открытии выставки в Амстердаме.

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Михаил Пиотровский на открытии выставки в Амстердаме.

Амстелхоф построен в 1683 году.

Добротно спроектированное здание предназначалось для дома престарелых и выполняло эту функцию больше трех столетий. Мэрия Амстердама выделила деньги на строительство нового дома, тогда и пришла пора решать, что делать с тем, что вскоре опустеет.

На здание-памятник претендовали разные учреждения, в том числе музеи. Но Эрнст Вейн – в то время директор центра «Новая Кирха», где не раз с большим успехом проходили выставки из Эрмитажа, убедил Михаила Пиотровского и своих соотечественников создать в Амстелхофе филиал российского музея. Как вспоминает Вейн: «Мы с Михаилом гуляли по Амстердаму, разговаривали, пили водку, я показал ему Амстелхоф».

Замысел, казавшийся фантастическим, получил развитие. Между Министерством культуры нашей страны, Эрмитажем и фондом «Эрмитаж на Амстеле» был подписан договор о создании центра, покровителем которого стал его королевское высочество принц Оранский Виллем Александр.

У проекта оказалась счастливая судьба, он многим пришелся по душе. Его поддержало правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, частные компании. Общими усилиями удалось собрать 39 миллионов евро, необходимых для реконструкции здания и приспособления его под музейные нужды.

Архитекторы – авторы проекта представляли его в Петербурге в Эрмитажном театре и в родном городе. В Амстердаме, прежде чем приступить к строительным работам, принято заручаться одобрением жителей окрестных домов. Некоторых пришлось убеждать.

Новую музейную площадку, еще не открытую, умело «раскручивали». Двери Амстелхофа, крепко запертые для посторонних несколько столетий, распахнулись перед жителями Амстердама. Они ознакомились с историческим комплексом. Когда строительные работы шли полным ходом, вечером на темном фасаде Амстелхофа горожане могли видеть увеличенные изображения картин известных художников.

Первая очередь центра «Эрмитаж – Амстердам» открылась в 2004 году. Выставочные залы, музейный магазин, детские студии заняли одно крыло комплекса – Неерландию, десятую часть общей площади. До завершения полной реконструкции Амстелхофа Эрмитаж привез с берегов Невы на берега Амстела десять выставок. По договоренности, российский музей не показывал в Амстердаме голландскую живопись из своих собраний, зато показал греческое золото, искусство модерна, персидское искусство, Петербург в фотографиях ХIХ столетия... Российский центр стал популярным и занял свое место в ряду знаменитых амстердамских музеев. Когда была полностью завершена реконструкция Амстелхофа, Неерландия отошла детям.

Летом 2009 года российский музейный центр в Амстердаме открыли первые лица двух стран – королева Беатрикс и президент РФ Дмитрий Медведев. Семьсот журналистов из Германии, Франции, Греции, Италии, Бельгии и других стран съехались, чтобы увидеть новое музейное пространство. Посмотреть было на что.

Авторы проекта реставрации уничтожили следы реконструкции тридцатилетней давности. В неприкосновенности остались стены и окна, да и те изменили цвет. В XVII веке фасады здания были светлее. Кирпич очистили, а оконные рамы покрасили в «родной» бордовый цвет.

Реконструкция не коснулась Церковного зала и кухни, облик которых мало менялся с момента постройки здания. Долгое время Церковный зал был самым большим публичным помещением Амстердама. Здесь давали торжественные обеды, принимали высоких гостей (в том числе Черчилля), в этих стенах звучал орган.

В целом внутренняя архитектура Амстелхофа стала принципиально иной. Она обрела логику современного музейного пространства, комфортного для экспонатов и людей. Экспозиционные помещения обосновались в двух больших залах с окнами на потолке и анфиладах из четырех десятков небольших кабинетов. Площадей почти 9 тысяч квадратных метров вполне хватило, чтобы разместить там музейные магазины, лекционный зал, кафе, ресторан «Нева»... После реконструкции стал доступным для посетителей и внутренний двор с вековыми деревьями и большим газоном.

Филиал Эрмитажа в Нидерландах открылся выставкой «Русский императорский двор». Она рассказала о придворной жизни Российской империи и создала образ блистательного русского двора ХIХ века. Затем последовали экспозиции «От Матисса к Малевичу», «Александр Великий», «Искусство православной церкви, «Рубенс». «Петр Великий»...

Сегодня Эрмитаж на Амстеле – музейный центр в четыре тысячи квадратных метров выставочных площадей, но без своей коллекции. На этой площадке российский музей представляет временные выставки из своих собраний. В марте следующего года в Амстердам отправится выставка «Царь Александр I и Наполеон».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5357) от 09.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?