В 2015-м в синематеке?

В рамках Петербургского международного культурного форума состоялись открытые слушания проекта «Петербургская синематека». Вечер в киноцентре «Великан», завершившийся празднованием 25-й годовщины создания журнала «Сеанс», собрал множество заинтересованных гостей и представителей прессы.

В 2015-м в синематеке? | ФОТО Fer Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer Gregory/shutterstock.com

О необходимости создания Петербургской синематеки наша газета уже писала. О том же говорили на слушаниях все. Противников не было. Да и в самом деле – трудно подобрать аргументы, объясняющие, почему в культурной столице не нужен масштабный культурно-образовательный центр, который мог бы позволить множеству людей, включая молодежь и совсем юных зрителей, приобщиться к лучшим достижениям мирового кинематографа. И главное – научиться понимать и ценить кино как искусство.

Собственно, таких аргументов не было и год назад, когда на предыдущем Петербургском культурном форуме идея городской синематеки была сформулирована впервые. За прошедший год она оформилась в стройную, внятную концепцию (ее разработчиком выступил коллектив журнала «Сеанс» и фонд Александра Сокурова «Пример интонации»). Получила одобрение видных кинематографистов. Нашла поддержку и понимание в правительстве Петербурга.

Но – и на нынешнем форуме эта мысль звучала практически в каждом выступлении – никакого решения на государственном уровне так и не было принято. Еще совсем недавно шел спор вокруг киноцентра «Родина», где – по ряду объективных причин – было бы правильно разместить Петербургскую синематеку: сопротивлялся живущий по соседству Дом кино. Но теперь и этот вопрос снят. Вопрос о финансировании амбициозного проекта также не является камнем преткновения – примерная стартовая смета была представлена на слушаниях, удивила и порадовала своей скромностью и наметила возможности грядущей рентабельности, а возможно (как показывает мировой опыт), и прибыльности проекта синематеки в целом. Таким образом, препятствий нет. Находящаяся в предвкушении долгожданного разрешения проблемы кинематографическая общественность, собравшаяся на слушания, делилась своими надеждами и идеями по поводу перспектив синематеки.

Александр Сокуров подчеркнул, что фундаментальные образовательные формы «абсолютно необходимы» в сегодняшней культурной ситуации. «Кинематограф – наша национальная игра. Может быть, в отличие от футбола». Но, для того чтобы отечественный кинематограф мог нормально развиваться и вновь стать конкурентоспособным, по словам режиссера и педагога, «нужно делать сто дебютов в год». Из этой сотни реально профессионально пригодными, надо полагать, окажется не больше десятка. Сокуров сказал – пять. И преимущества будут иметь те молодые режиссеры, чьи профессиональные стандарты выше. Эти стандарты и способна сформировать синематека. Выигрывает тот, кто больше видел и лучше понял. «Воспитание синематекой» – важнейшая часть образования не только множества отдельных кинематографистов, но и целых киношкол. Александр Сокуров не случайно вспомнил опыт Парижской синематеки и ее влияние на формирование самосознания французских деятелей кино. Присутствовавший в зале президент ассоциации операторов Франции Жан-Жак Буон подтвердил, что образование получил в синематеке, созданной Анри Ланглуа.

Все выступавшие на слушаниях утверждали: важен не только кинопоказ, важно создать, как выразился редакционный директор «Сеанса» и один из основных авторов проекта синематеки Константин Шавловский, особое «место силы». То есть такое, где личное общение и обмен самыми неожиданными идеями, протекая в естественной среде, общей и для профессионалов кино, и для любителей, в процессе обеспечивали бы качественный культурный прорыв. Для каждого посетителя, для будущего кинематографа, для города в целом.

Сергей Сельянов подытожил настроения собравшихся, сказав, что не понимает, почему до сих пор проект Петербургской синематеки не осуществлен. Более того – почему власти города не нашли возможностей сделать все необходимое еще в 1990-х годах. Настоящие же слушания он назвал «обсуждением бесспорного вопроса». И вновь не вызвал полемики. В конце концов, отсутствие представителей петербургских властей на этом мероприятии бросалось в глаза и было с удивлением отмечено выступающими. Но Федор Бондарчук, куратор раздела кино Петербургского культурного форума, горячо поддерживающий идею проекта, сказал, что неучастие администрации города в этот день не помеха в осуществлении идеи. И пообещал собравшимся, что через год они встретятся уже в здании Петербургской синематеки.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5360) от 12.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...