В 2015-м в синематеке?

В рамках Петербургского международного культурного форума состоялись открытые слушания проекта «Петербургская синематека». Вечер в киноцентре «Великан», завершившийся празднованием 25-й годовщины создания журнала «Сеанс», собрал множество заинтересованных гостей и представителей прессы.

В 2015-м в синематеке? | ФОТО Fer Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer Gregory/shutterstock.com

О необходимости создания Петербургской синематеки наша газета уже писала. О том же говорили на слушаниях все. Противников не было. Да и в самом деле – трудно подобрать аргументы, объясняющие, почему в культурной столице не нужен масштабный культурно-образовательный центр, который мог бы позволить множеству людей, включая молодежь и совсем юных зрителей, приобщиться к лучшим достижениям мирового кинематографа. И главное – научиться понимать и ценить кино как искусство.

Собственно, таких аргументов не было и год назад, когда на предыдущем Петербургском культурном форуме идея городской синематеки была сформулирована впервые. За прошедший год она оформилась в стройную, внятную концепцию (ее разработчиком выступил коллектив журнала «Сеанс» и фонд Александра Сокурова «Пример интонации»). Получила одобрение видных кинематографистов. Нашла поддержку и понимание в правительстве Петербурга.

Но – и на нынешнем форуме эта мысль звучала практически в каждом выступлении – никакого решения на государственном уровне так и не было принято. Еще совсем недавно шел спор вокруг киноцентра «Родина», где – по ряду объективных причин – было бы правильно разместить Петербургскую синематеку: сопротивлялся живущий по соседству Дом кино. Но теперь и этот вопрос снят. Вопрос о финансировании амбициозного проекта также не является камнем преткновения – примерная стартовая смета была представлена на слушаниях, удивила и порадовала своей скромностью и наметила возможности грядущей рентабельности, а возможно (как показывает мировой опыт), и прибыльности проекта синематеки в целом. Таким образом, препятствий нет. Находящаяся в предвкушении долгожданного разрешения проблемы кинематографическая общественность, собравшаяся на слушания, делилась своими надеждами и идеями по поводу перспектив синематеки.

Александр Сокуров подчеркнул, что фундаментальные образовательные формы «абсолютно необходимы» в сегодняшней культурной ситуации. «Кинематограф – наша национальная игра. Может быть, в отличие от футбола». Но, для того чтобы отечественный кинематограф мог нормально развиваться и вновь стать конкурентоспособным, по словам режиссера и педагога, «нужно делать сто дебютов в год». Из этой сотни реально профессионально пригодными, надо полагать, окажется не больше десятка. Сокуров сказал – пять. И преимущества будут иметь те молодые режиссеры, чьи профессиональные стандарты выше. Эти стандарты и способна сформировать синематека. Выигрывает тот, кто больше видел и лучше понял. «Воспитание синематекой» – важнейшая часть образования не только множества отдельных кинематографистов, но и целых киношкол. Александр Сокуров не случайно вспомнил опыт Парижской синематеки и ее влияние на формирование самосознания французских деятелей кино. Присутствовавший в зале президент ассоциации операторов Франции Жан-Жак Буон подтвердил, что образование получил в синематеке, созданной Анри Ланглуа.

Все выступавшие на слушаниях утверждали: важен не только кинопоказ, важно создать, как выразился редакционный директор «Сеанса» и один из основных авторов проекта синематеки Константин Шавловский, особое «место силы». То есть такое, где личное общение и обмен самыми неожиданными идеями, протекая в естественной среде, общей и для профессионалов кино, и для любителей, в процессе обеспечивали бы качественный культурный прорыв. Для каждого посетителя, для будущего кинематографа, для города в целом.

Сергей Сельянов подытожил настроения собравшихся, сказав, что не понимает, почему до сих пор проект Петербургской синематеки не осуществлен. Более того – почему власти города не нашли возможностей сделать все необходимое еще в 1990-х годах. Настоящие же слушания он назвал «обсуждением бесспорного вопроса». И вновь не вызвал полемики. В конце концов, отсутствие представителей петербургских властей на этом мероприятии бросалось в глаза и было с удивлением отмечено выступающими. Но Федор Бондарчук, куратор раздела кино Петербургского культурного форума, горячо поддерживающий идею проекта, сказал, что неучастие администрации города в этот день не помеха в осуществлении идеи. И пообещал собравшимся, что через год они встретятся уже в здании Петербургской синематеки.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5360) от 12.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?