В Зимнем дворце работает выставка «Тайны и красота. Европейские настольные кабинеты XVI – XIX веков в собрании Эрмитажа»
Выставка (6+) проходит в Синей спальне Зимнего дворца.
ФОТО АВТОРА
— Такая выставка первая в нашей стране. С одной стороны, она посвящена истории мебели. С другой — удивительному периоду европейской истории, когда в искусстве стали отражаться глобальные философские идеи, — рассказывает куратор, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Татьяна Семенова. — Эти идеи лежали в основе концепции кунсткамер. С точки зрения нашего современника, мебель — просто вещи, которые служат нам в быту, даже если это высокохудожественные изделия. Эпоха маньеризма и барокко — единственный пример, когда мебель достигала такого высокого искусства, как живопись, скульптура и архитектура, и была посвящена философским идеям.
В 1727 году в Лейпциге был опубликован знаменитый трактат «Музеография». Его автор гамбургский дилер Каспар Найкель давал советы начинающим коллекционерам. В их числе есть описание определенного типа мебели: «Под кабинетом понимается как целая комната, так и только отдельный предмет, сделанный из дерева и красиво лакированный, или из другого материала, в котором хранится лишь небольшой, но тем более редкий набор натуральных и искусственных вещей. Такой небольшой кабинет ставится в изысканной комнате и осматривается как диковина с разрешения хозяина».
Кабинеты-кунсткамеры — вещи очень редкие. В них есть красота и глубокий смысл. Владельцы этих вещей — короли, императоры, высшее сословие — ставили кабинеты иногда в уединенные комнаты — прообразы кунсткамер. Входили туда в сопровождении единомышленников, образованных людей. Это был вид интеллектуального провождения времени.
Пять уникальных портретов китайских военачальников представлены в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня»Эрмитаж обладает самой большой коллекцией западноевропейских «художественных кабинетов» в нашей стране. Основной состав — конец XVI — XVII век, представлено и более позднее время. В коллекции есть как настольные миниатюрные предметы, которые можно положить в карман, так и напольные, высотой два метра. Два больших напольных кабинета стоят на постоянной экспозиции.
Организаторы выставки ограничились только настольными кабинетами, их состояние требовало сложной подготовки. Выставке предшествовала пятилетняя реставрация экспонатов.
В Синей спальне можно видеть образцы центров производства «художественных кабинетов», среди которых в основном изделия немецкой и итальянской школы, в том числе кабинеты из Аугсбурга, Тироля, Милана. XVII век — период расцвета этого вида мебели.
Голландия представлена одним настольным кабинетом второй половины XVII столетия с изображением двух библейских сцен — «Возвращение блудного сына» и «Встреча Иосифа с отцом». В единственном числе и кабинет, исполненный в португальской колонии на Цейлоне. Он принадлежал лично Петру I. «Ларец», как его называли, был привезен из второго заграничного путешествия Петра в 1716 году. Приобретен он у амстердамского аптекаря Альберта Себы, у которого закупались экспонаты для Кунсткамеры.
Раритет, принадлежавший Петру, единственный экспонат на выставке, который сопровождают предметы, находившиеся в нем изначально. Перед «ларцом» за стеклом витрины девять оправленных в золото амулетов из Гвинеи. Рядом золотая табакерка — подарок от польского короля Августа Сильного Петру Великому. На внутренней стороне ее крышки под пластиной из горного хрусталя портрет обнаженной дамы в образе Леды. Изображение одной из красивейших женщин того времени — возлюбленной Августа Сильного Авроры фон Кенигсмарк.
Большинство кабинетов входило в частные коллекции и попало в музей после революции. При составлении документов не сохранялось имя владельца. Нет истории, как эти вещи у них оказались. Немалую художественную ценность имеют два настольных кабинета, созданных при участии миланских мастеров-оружейников. С 1554 года помимо поражающих великолепием парадных доспехов (образцы — щит-рондаш и шлем-бургиньот можно увидеть на выставке) они стали изготавливать мебельные кабинеты, облицованные сталью с золотым декором.
Привлекает внимание большой пирамидальный кабинет с часами. Он изготовлен в Аугсбурге мастером Иоганном Геверсом в 1700 – 1705 годах. В Эрмитаж поступил в 1925 году из собрания графов Строгановых. Об этом свидетельствует латунная пластина на обратной стороне с надписью: «Старинный туалет Марьи Яковлевны Строгановой, который она получила в числе приданых». Миниатюрный предмет мебели высотой 96 см из дерева и серебра с декором из черепахового панциря и слоновой кости представляет собой шкафчик с десятью выдвижными ящиками для хранения драгоценных мелочей. Они прячутся за створками с живописными миниатюрами на библейские сюжеты. В верхней части, напоминающей крошечное барочное палаццо, расположены часы с бронзовым циферблатом, над ним вращающийся шар обозначает смену дня и ночи.

ФОТО АВТОРА
Рассказывает заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Игорь Малкиель:
— Объект реставрировался больше года. Потрясающая вещь. Много открывающихся ящиков. Не сразу смогли понять, как открываются те или иные, надо было нажать на определенное место. Сложность реставрации в большом количестве разных материалов: крашеная кость, дерево, золото, серебро, живопись…Пришлось целиком разбирать декор, чистить, реставрировать. Всего около тысячи деталей. Сразу стало ясно, что надо изменить предыдущие реставрации, они стали осыпаться. Увидели, что основные слои живописи были «записаны», их очистили и восстановили. Сделали анализы краски, дерева, живописи. Восстановили и цвет окрашенной кости. Провели исследования, определили красители и ими же покрасили. Детали, которые были утрачены, сварили с помощью лазера. Часовой механизм не трогали, он в рабочем состоянии. Шар наверху — лунный календарь, он вращается.
Бросаются в глаза и созданные в Аугсбурге два парных кабинета и кабинет с часами, относящиеся к типу так называемых роскошных кабинетов, которые изготавливались в этом городе в XVIII столетии. Они очень яркие — золото, драгоценные камни. Но глубокая философская идея постепенно уходит, как и теряют свое значение кунсткамеры.
Помимо кабинетов в состав выставки вошли образцы произведений искусства, которые могли находиться рядом с ними или внутри. Это разнообразные изделия из резной кости и дерева, кубки, ювелирные произведения. Важнейшими предметами коллекционирования были монеты и медали. Как правило, они хранились в кабинетах, служили для размышлений на исторические и политические темы.
Читайте также:
В Двенадцатиколонном зале Эрмитажа работает выставка «Светильники на мусульманском Востоке»
В Эрмитаже открылась выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (7966) от 08.08.2025 под заголовком «Кунсткамера в миниатюре».




Комментарии