2Vtzqv4Hz9U

В зеркале много лиц. «Манеж» представил выставку «Зерцало»

Проекты Центрального выставочного зала традиционно вызывают интерес публики. Всякий раз — свежая тема, звездный состав участников и интересная подача материала.

В зеркале много лиц. «Манеж» представил выставку «Зерцало» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На сей раз «Манеж» представил пуб­лике выставку «Зерцало». В центре внимания русский провинциальный портрет XVIII – XIX столетий. В проекте приняли участие семнадцать российских музеев, но основными партнерами «Манежа» выступили Угличский историко-архитектурный и художественный музей, Третьяковская галерея и Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Выставка объединила сто живописных произведений.

История портрета в нашей стране начинается с середины XVII века, с парсуны — парадного портрета знатных персон, в котором еще присутствует зависимость от иконописи. Парсуна жила недолго. Реформы Петра I отразились и в изобразительном искусстве. В XVIII веке появились порт­реты представителей купечества и провинциальных жителей, распространение получили семейные и детские изображения. В начале XIX столетия в каждом зажиточном доме провинциального города создается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, духовенство обращались к местному портретисту, не всегда профессиональному художнику, который старательно воплощал на полотне их представление о себе.

В истории русской художественной культуры эти изображения станут бесценными свидетелями времени.

Провинциальный не значит, что он не такой важный, как светский портрет, например, Петербурга или Москвы, — говорит и. о. директора «Манежа» Анна Ялова. — Дело в том, что богатое провинциальное купечество тоже хотело оставить свой след в истории, себя запечатлеть. Художниками выступали ремесленники, одаренные крепостные. Очень много работ созданы неизвестными мастерами. Эти портреты — кладезь информации для этнографов. Люди представлялись такими, какими они были в реальной жизни. Знаки, символы, которые они передавали вместе с этими портретами, являются источником информации, по которому мы можем судить об укладе, быте, обычаях этих людей.

Выставка называется «Зерцало». В портрете, как в зеркале, отражаются не только лица, но и время. Первое, что видит зритель, оказавшись в выставочном пространстве, — собственное отражение в зеркалах.

В центре аванзала под потолком объект — купол башни или колокольни — символ патриархальной Руси, намек на древнерусскую архитектуру. В галерее первого этажа полумрак. В трех камерных пространствах — «жилых комнатах» со сводчатыми потолками — портреты нарядных купчих с платками, шалями, дорогими украшениями, замысловатыми головными уборами. Здесь же купцы в чинных костюмах, с бумагами, часами — всем, что каким‑то образом обозначает статус.

Портреты представителей знати, духовенства на втором этаже, в открытом «публичном» пространстве. Самобытные художники изображали заказчиков так, как от них того ожидали. Портреты искренние, иногда наивные. И в чем‑то похожие: одна эпоха, один жанр.

Для рассказа об истории провинциального портрета одного визуального ряда недостаточно. По замыслу создателей проекта, погрузиться в эпоху зрителю помогают архитектурные детали и музыка современного композитора Александра Маноцкова. Поддержать и оживить повествование могли бы костюмы, предметы быта, возможно, кад­ры отечественной киноклассики. И в первую очередь информация. Единственный не слишком пространный текст, дающий общее представление о том, что такое провинциальный портрет, в начале экспозиции. Об истории каждого портрета, людей, на нем изображенных, авторов зрителю надо догадываться самостоятельно.

Кроме портретов, написанных неизвестными авторами, на выставке присутствуют работы ярославского художника Николая Мыльникова, которого считают классиком провинциального купеческого портрета. И имя угличского художника Ивана Тарханова осталось в истории отечественного искусства. Написанные им портреты городских обывателей хранятся в разных музеях страны.

Если есть желание подробнее узнать об истории жанра, стоит посетить выставку с экскурсией. Они организованы для разных групп посетителей: индивидуальные, групповые, школьные, семейные, для лиц «серебряного возраста».

#выставка #Манеж #музеи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7285) от 27.10.2022 под заголовком «В зеркале много лиц».


Комментарии