В Зелёном зале Всероссийского музея Пушкина открыта выставка «Тропинин у Пушкина»

Это ответный визит. Напомним, что осенью поэт гостил у художника — в московском Музее Василия Тропинина была открыта выставка «Пушкин у Тропинина».

В Зелёном зале Всероссийского музея Пушкина открыта выставка «Тропинин у Пушкина» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В центре сюжета совместного проекта двух музеев — история создания знаменитого портрета поэта, написанного Тропининым в 1827 году. Кроме того, выставка рассказывает об этом талантливом русском живописце и воссоздает атмосферу Москвы и Петербурга той эпохи, которую мы часто называем пушкинской.

Сам портрет, на котором изображен 28‑летний поэт, только что вернувшийся из Михайловского, куда был сослан императором, находится в постоянной экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина. А на выставке в Зеленом зале можно заглянуть в «творческую кухню» художника — здесь выставлены живописный этюд и выполненный итальянским карандашом эскиз к портрету, который иногда называют «халатным». Художник изобразил Пушкина с двумя перстнями на руке. Один, с квадратным изумрудом, можно увидеть сейчас на выставке. Второй, перстень-талисман, подаренный поэту в Одессе Елизаветой Воронцовой, представлен только оттиском. Сам перстень, как известно, был украден в марте 1917 года из Пушкинского музея Александровского лицея.

По одной из версий, портрет Пушкина заказал Тропинину Сергей Соболевский, причем просил, чтобы портрет был «не приглаженным и припомаженным», а запечатлел поэта таким, каким он часто бывает в обычной жизни — «в домашнем халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Однако Соболевский в одном из писем издателю Погодину утверждает, что портрет заказал сам Пушкин. Для нас это не так уж важно. Главное, что Тропинин написал один из двух прижизненных канонических портретов поэта.

«Халатный» жанр портрета в русской живописи — отдельная интересная тема. Родившийся на Востоке, а в XVIII веке покоривший Европу, халат вскоре стал популярен в русской дворянской среде. Среди самых известных людей, запечатленных для вечности в халатах, Модест Мусоргский (серо-зеленый больничный халат с малиновым отворотом), Александр Островский (серый, подбитый беличьим мехом), Карл Брюллов (черный бархат), Орест Кипренский (шелк в красную и зеленую полоску)…

Сравним тропининский портрет с созданным в то же время блистательным портретом Пушкина кисти Ореста Кипренского (ГТГ). Это образец парадного портрета эпохи романтизма. Поэт в черном сюртуке, «застегнутом на все пуговицы», с черным галстуком-бантом и накинутым на одно плечо клетчатым пледом. Как и у Тропинина, поэт изображен в три четверти, но лицо кажется более четким, скульптурным. «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит», — написал Пушкин в стихотворении «Кипренскому».

У Тропинина образ получился тоже романтическим. Но это иная ветвь романтизма, чем у Кипренского или у Брюллова. Тропининский романтизм близок к сентиментализму в литературе, таким произведениям, как «Бедная Лиза» Карамзина или «Барышня-крестьянка» Пушкина. И к немецкому бидермайеру в живописи. Или, скорее даже, к живописи малых голландцев, воспевавших «драгоценность обыденной жизни».

Из московского Музея Тропинина прибыла знаменитая «Кружевница» (авторское повторение, написанное в 1823 году. Первая версия хранится в Третьяковской галерее). Наряду с «халатным» портретом Пушкина это самое известное, эмблематичное произведение Василия Тропинина. В советские годы образ «Кружевницы» был растиражирован в журналах вроде «Огонька» и «Работницы», в учебниках, на почтовых марках и чуть ли не на конфетных коробках. «Кружевница» вместе с «Пряхой» и «Золотошвейкой» принадлежит к галерее прекрасных образов женщин-тружениц, рукодельниц, творящих красоту словно из воздуха. Образы простых людей Тропинин писал с любовью. Ведь сам он был крепостным, по желанию владельца графа Ираклия Моркова обучался в Петербурге искусству… кондитера. Только благодаря ­двоюродному брату графа, заметившему в мальчике талант художника, получил возможность стать вольнослушателем Академии художеств. Свободу Тропинин обрел лишь в зрелом возрасте.

Всего на выставке представлено более 100 музейных предметов, включая 14 живописных и 11 графических работ Василия Тропинина. 

Выставка работает до 26 февраля.

Возрастное ограничение 6+

Читайте также:

Слова и звуки блокадного города. Участники лаборатории «Прожито/Нарисовано» продолжают работу над проектами

КГИОП представил сборник «Восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт‑Петербурга. 1941 – 1957»


#музей #выставка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7827) от 16.01.2025 под заголовком «Пушкин в халате».


Комментарии