В здании завода «Арсенал» открылось общественное пространство

В одном из бывших зданий завода «Арсенал» (Арсенальная набережная, 1) открылось новое общественное пространство с экзотическим названием «Храм Оленя». Ни к храмам, ни к оленям (если не считать многочисленных рогов на стенах) оно не имеет отношения. Но, посмотрев на происходящее внутри, «Санкт-Петербургские ведомости» пришли к выводу, что у проекта больше плюсов, чем минусов.

В здании завода «Арсенал» открылось общественное пространство | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Арсенал1_С.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Несколько лет назад завод «Арсенал» выехал из комплекса зданий – объектов культурного наследия, находящихся на Арсенальной набережной, общей площадью около 25 тысяч квадратных метров. Предприятие продолжает работать в соседнем квартале, но современное производство не требует прежних больших цехов. Постепенно многие помещения обрели арендаторов, но основное здание площадью 7 тысяч «квадратов» долго пустовало. В 2020 году туда пришла российско-нидерландская компания, которая специализируется на организации концертов, модных показов, фестивалей еды и других событий.

С помощью реставраторов помещения были расчищены от поздних переделок и стали эффектными пространствами с огромными кирпичными сводами. Такими их построили в 1844 – 1849 годах по проекту архитектора Александра Гемилиана. Отдельная гордость нынешних пользователей – арочные окна, в которых сохранен исторический вид расстекловки. Через окна пяти залов открывается вид на Неву и причал, украшенный декоративными пушками – напоминание о назначении завода. Во всех помещениях видна попытка максимально сохранить архитектурный облик цехов – кирпичная кладка освобождена от штукатурки, вычищена и покрыта невидимым лаком.

Над созданием интерьеров поработали декораторы. Залы увешаны рогами, натуральными и искусственными, мебель умышленно разностильная, на столах много прозрачных стеклянных сосудов экзотических форм... Наверное, вся эта эклектика выглядит чрезмерной. Но облик сводов действительно напоминает старинные храмы.

Завершаются работы в бывшем компрессорном цехе, который стал большим концертным залом на 5 тысяч зрителей (когда уйдет пандемия). Рядом устроили малый зал на 700 мест, над которым находится помещение арт-галереи. Недавно при проведении ремонта был обнаружен подземный ход, ведущий под Арсенальной набережной к декоративным пушкам. Нам его не показали, объяснив двумя причинами: замусоренностью и ожиданием прихода специалистов КГИОП, которые зафиксируют состояние объекта. В планах инвестора освоить два двора по обе стороны здания, и тогда полезная площадь общественного пространства увеличится в два раза.

Арсенал4_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Теперь про минусы. Станислав Попов, руководитель компании-инвестора, на вопрос, будет ли «Храм Оленя» открыт вне проведения событий, чтобы посмотреть здание, ответил отрицательно. Пояснив, что его проект коммерческий. После выхода на проектную мощность всего пространства он рассчитан на проведение 15 – 20 событий в месяц. Кроме того, отдельные залы будут сдаваться в аренду частным лицам. Иногда возможны экскурсии для небольшой группы, но только по специальной договоренности.

Подведем итоги. Интересный памятник промышленной архитектуры обрел шанс сохраниться. Однако он остается недоступным для той части публики, которую интересует культурное наследие, а не концерты заезжих звезд. Будем считать, что сейчас мяч находится на стороне КГИОП и программы «Открытый город». Может быть, они найдут понимание у владельцев здания.

#общественное пространство #завод #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (6936) от 02.06.2021 под заголовком «Арсенал обрел рога».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?