В здании Восточного павильона Михайловского замка открылся проект «Модуляции: свет, звук, движение»

Он создан Русским музеем совместно с центром Art & Science Университета ИТМО. Его жанр можно определить как исследование взаимодействия визуальных образов и звука с помощью современных технологий. Эту работу проводят совместно художники, ученые и музыканты.

В здании Восточного павильона Михайловского замка открылся проект «Модуляции: свет, звук, движение»  | ФОТО Rodolfo Cuadros on Unsplash

ФОТО Rodolfo Cuadros on Unsplash

По словам Анны Цветковой, заместителя генерального директора Русского музея по развитию, просветительской и образовательной деятельности, «этот проект является важной частью новой стратегии музея, направленной на привлечение в его стены молодой аудитории. Он входит в большую программу Русского музея «Современное искусство и наука: границы синтеза», о том, как и где проходит граница взаимодействия искусства, науки и технологий, как технологии входят в музейное пространство».

О чем выставка «Модуляции»? На этот вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» подробно ответил Алексей Бойко, главный специалист по музейно-образовательной деятельности Русского музея. По его словам, «искусство имеет уже более чем столетнюю традицию критического отношения к институту музея как месту, где хранится только прошлое, неважно, далекое или близкое. Здесь мы видим таких художников, которым важно и интересно выйти за пределы привычных им площадок, где для своей публики демонстрируются опыты art&science, и встроиться в пространство Русского музея, который, хотя и занимается современным искусством, хранит в себе код классической культуры.

«У выставки два посыла, — продолжает Бойко. — Вы хотите быть современным человеком? Это не ваша обязанность: вы можете жить чувствами и мыслями в веке девятнадцатом или тянуться в другие времена. Но если вы хотите быть современным человеком, вам нужно понять, что такое современность, ощутить ее, взять в толк. Выставка «Модуляции» — путь к современности, он свой у каждого человека. Художники начала ХХ века, например русские авангардисты, интересовались появившейся тогда теорией относительности, стремились понять, что она дает им для взгляда на окружающий мир.

Если вы хотите быть современным человеком, то вам придется разбираться в гаджетах, технологических цепочках, в понятиях «синестезия» (нейрофизиологический феномен: умение видеть запахи и слышать цвета), «сонификация» (представление информации в аудио­формате, в том числе музыкальном), «нейроэстетика» (как человеческий мозг понимает искусство) и так далее.

Второй посыл: если немного «счистить» техническую словесность текстов художников и кураторов, то вдруг окажется, что эта выставка — о способах чувствования мира и себя, то есть о наиклассичнейших задачах искусства. Работы современных авторов абсолютно встраиваются в многовековую историю искусства. Художники современными средствами расширяют и обогащают чувственный мир человека».

«Модуляции» состоят из десяти объектов, расположенных на всех трех этажах здания Восточного павильона. Это позволяет зрителям не только сосредоточиваться на каком‑то одном произведении, но и брать необходимые паузы, переходя из зала в зал. Меломанам хорошо известно, что тишина — тоже часть музыки.

Кира Вайнштейн и Николай Голиков с помощью трех компьютерных программ перевели в аудиовизуальную композицию видеозапись красивой химической реакции Бриггса — Раушера, когда раствор из бесцветного сначала становится золотым, а затем — синим. Андрей Свибович предлагает зрителям подойти к пульту и задать светозвуковой сценарий по своему эмоциональному состоянию, например, тревога, радость и т. д. В течение минуты сценарий будет реализован на созданных художником четырех светозвуковых установках.

Инсталляция «Отпечатки внут­реннего» создана группой авторов во главе с Мариной Купцовой. Они записали биоэлектрические сигналы мозга композитора Настасьи Хрущевой во время исполнения ее собственных сочинений на фортепиано. Затем эти сигналы были переведены в визуальную форму и отпечатаны на 3D-принтере в виде керамических объектов.

Завершает выставку инсталляция «Оазис 2.0» — проект художницы и океанолога Алины Федотовой и композитора Олега Гудачева. Алина провела полтора месяца на российской антарктической станции «Прогресс», изучая горные породы, свободные от вечных льдов. Олег попытался озвучить видеоряд, отснятый художницей.

Выставку «Модуляции» дополняет показ работ, созданных школьниками из девяти российских регионов и нейросетью. Участники отправляли рисунки на образовательную платформу для развития детского творчества в цифровой среде «Поколение М». Искусственный интеллект помог превратить их в произведения, которые могли бы соз­дать классики — от Айвазовского до Кандинского.

«Модуляции» работают по 10 марта и сопровождаются большой прог­раммой арт-медиаций, лекций, перформансов. Подробности — на официальном сайте Русского музея.


#выставка #модуляция #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7601) от 12.02.2024 под заголовком «Почувствовать запах цвета».


Комментарии