В залах Общества поощрения художеств открылась выставка «Действующие лица»

Выставка (6+) посвящена портрету в творчестве ленинградских художников второй половины ХХ века. Более 100 произведений 50 авторов предоставили частные коллекционеры, поэтому большинство портретов незнакомо широкой публике.

В залах Общества поощрения художеств открылась выставка «Действующие лица» | ФОТО АВТОРА.

ФОТО АВТОРА.

Самые интересные произведения создавали художники, которые, не выходя за пределы академической школы, преодолевали сухость социалистического реализма с его изображениями, больше пригодными для досок почета.

К рубежу 1950 – 1960‑х годов, времени первого спутника, полета Гагарина и веры в универсальную силу знания и технического прогресса, относится портрет архитектора Александра Жука кисти Лии Островской. Перед нами — интеллектуал, автор проектов ТЮЗа и аэропорта «Пулково», создатель нового облика Ленинграда. Рядом гармонично смотрятся «Портрет дирижера Евгения Мравинского» Льва Русова и «Портрет скульп­тора Игоря Крестовского» Петра Бучкина. Легендарный маэстро, с которым художника связывала многолетняя дружба, в представлениях не нуждается. Крестовский известен как участник восстановления Петергофа после Великой Отечественной войны. Эта выставка стала возвращением имени Русова (1926 – 1987) широкой публике: художник, окончивший из‑за болезни всего два курса Академии художеств, стал признанным мастером, но редко показывал свои работы.

Более 60 лет продолжался семейный и творческий союз известных художников Ольги Богаевской и Глеба Савинова. На выставке показан савиновский портрет жены, напоминающий работы Петрова-Водкина, и «Федя» Богаевской, который выглядит посвящением их общему учителю Александру Осьмеркину, представителю русского авангарда, участнику группы «Бубновый валет».

Выставку завершают произведения нескольких художников, входивших в семидесятые годы в известную ленинградскую группу «Одиннадцать». Они пытались соединять авангардные и академические традиции. 

Среди картин — трогательные «Портрет дочери» Валерия Ватенина и «Девушка в сиреневом» Виктора Тетерина, а также ироничная «Полночь» Виталия Тюленева в духе Шагала — мужчина идет по зимней улице с деревянным домом под мышкой.

Выставка работает по 20 июля.

Читайте также:

Убийственная красота. ГМЗ «Гатчина» открыл обновлённую Оружейную галерею в Гатчинском дворце

В Музее политической истории России открылась экспозиция «Хрупкая политика»


#выставка #культура #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7936) от 27.06.2025 под заголовком «Федя и маэстро».


Комментарии