В Военно-медицинском музее открылась выставка о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков

«Для полного учета злодейских преступлений…» Название выставки в Военно-медицинском музее воспроизводит цитату из указа президиума Верховного Совета СССР об образовании Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Документ был подписан 2 ноября 1942 года.

В Военно-медицинском музее открылась выставка о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Возглавил комиссию Николай Шверник, в ту пору председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР, его заместителем был главный хирург Красной армии ученый Николай Бурденко. Результатом работы комиссии стали акты, составлявшиеся по результатам расследований. Их пуб­ликовали огромными тиражами в виде специальных сообщений, с ними знакомилась не только советская, но и зарубежная общест­венность, — говорит куратор выставки Анна Волькович.

О том, как работала комиссия, в музее рассказали на примере расследования, проводившегося в анатомическом институте Данцигской медицинской академии. Советские и польские эксперты приступили к работе сразу же после того, как 30 марта 1945 года город (ныне польский Гданьск) был освобожден Красной армией.

В институте обнаружили большое количество человеческих тел, в том числе обезглавленных, а также черепов и костей. Что и было зафиксировано на кадрах, ставших ныне экспонатами выставки. В результате расследования было установлено, что здесь творились поистине ужасающие вещи: варили мыло из человеческого жира и дубили человеческую кожу, которую затем вывозили в Германию для использования в «особых целях». Руководил этим глава института профессор Рудольф Шпаннер.

При расследовании была изъята часть полуфабрикатов, один из образцов которых, в большой стеклянной колбе, стал вещдоком на Нюрнбергском процессе. Там же было продемонстрировано несколько фрагментов кожи…

Увы, наказание не настигло виновных. Шпаннер успел покинуть Данциг, после войны его не преследовали, поскольку не удалось доказать, что он лично причастен к убийствам людей. Он жил в Западной Германии, во второй половине 1950‑х годов стал директором Кельнского анатомического института. Умер в 1960 году от инсульта. Говорили, что его причиной стал эмоциональный стресс, вызванный беседой с новым поколением студентов, обвинивших его в причастности к преступлениям нацистов.

#выставка #музей #ВОВ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7313) от 07.12.2022 под заголовком «Злодеяние, оставшееся без наказания».


Комментарии