В ТЮЗе проходит Международный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов
С 14 по 17 марта в ТЮЗе проходит XXIV Международный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов. В этом году он посвящен 140‑летию со дня рождения основателя театра Александра Брянцева. Фестиваль собрал лучшие детские театральные коллективы со всей России. Среди участников — ученики петербургской детской студии «Сквозное действие» (театральная школа «Я — актер!»). Они показали вчера свой спектакль «Деточки. Достоевский». Вход на спектакли, которые идут во время фестиваля на Малой сцене ТЮЗа, свободный, необходима регистрация. Театровед, актриса, педагог Виктория АМИНОВА рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» о том, что приобщить к театру можно практически любого ребенка.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
— С какого возраста в вашу студию принимают учеников?
— У нас занимаются дети и подростки от четырех до восемнадцати лет. Они разделены на группы по возрастам. У нас нет отбора — мы делаем артистов из всех, кто к нам пришел.
— На ваш взгляд, почему дети приходят? Уступают желанию родителей сделать из своего ребенка звезду? Или, как, скажем, Шаляпин в юности, стремятся в театр как в иной, прекрасный, мир?
— Есть разные причины. Да, иногда родители приводят малышей, потому что видят в своем ребенке актерский талант и считают, что его надо развивать. Бывает, что надеются справиться с помощью театра с какими‑либо психологическими проблемами. Подростки, которых насильно приводят родители, желая оторвать их от компьютера, как правило, быстро уходят. А для тех, кому 18 плюс, очень часто театр — это нереализованная мечта. И они готовы отдавать ему все свободное время.
— Расскажите о спектакле «Деточки. Достоевский», с которым вы участвуете в фестивале.
— В нем занята группа девочек от одиннадцати до пятнадцати лет. Мальчиков у нас вообще мало, не «выживают». И всегда мучение, когда ищешь материал для спектакля так, чтобы не было мужских ролей… Я решила собрать в спектакле по Достоевскому истории девочек-подростков: Нелли из «Униженных и оскорбленных», Лиза Хохлакова из «Братьев Карамазовых», Неточка Незванова… А еще — Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» и Настасья Филипповна из «Идиота».
Работа над материалом началась с того, что я попросила девочек, многие из которых не читали еще Достоевского, найти в гардеробе вещи для костюмов нищенок. Надеть такой костюм и почувствовать себя бедной, лишенной не только модных нарядов, но и самого необходимого. Когда даже чай — роскошь…
В этой группе девочки, как на подбор, одаренные, глубокие, с хорошим культурным уровнем.
— А костюмы специально шьете для спектаклей?
— Нет, костюмы у нас в основном из подбора. Мне от бабушки осталось огромное наследство — столько красивых вещей! Несколько лет назад сделали 11 черных кубов — и до сих пор они служат универсальными декорациями, в которых отлично можно играть и Шекспира, и Достоевского…
— Кто сделал инсценировку? Вы работаете с драматургами?
— Я все делаю сама, инсценировки тоже. Я ведь театровед, а еще училась на курсе по драматургии у Натальи Скороход.
— Если у ребенка совсем нет способностей, а он хочет играть? Что с ним делать?
— Работать, искать подход. Педагог — отчасти психолог. У меня занимался мальчик с аутизмом. Во время занятий он в основном ползал под скамейкой, до него нельзя было дотрагиваться. А я делала спектакль, где была сцена боя палками, и мне нужно было быстро ее поставить. Всем раздали палки, а Коле не дали, он заплакал. В конце концов я смогла найти к нему подход, придумывала специально для него роли. И прекрасно он справлялся.
Если мальчика с тяжелой формой аутизма можно научить играть, то что говорить о детях, у которых якобы нет таланта… Это и есть моя задача как режиссера, как педагога — раскрыть их возможности.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7375) от 16.03.2023 под заголовком «Театр как хобби и психотерапия».
Материалы рубрики
ТЮЗ осуществит проект «Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева в странах СНГ»
Премьера спектакля «Я – Федерико Гарсиа Лорка» в ТЮЗе
Театральный фестиваль «В смысле?!» проходит в Петербурге
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии