В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка New Nature

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка New Nature известного российского дуэта Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов). Почти 50 объектов, большая часть которых создана специально для данного проекта за два последних года, посвящена новым поколениям, которые привыкли смотреть на окружающий мир через экран смартфона.

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка New Nature | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Им же «Новая натура» в основном и адресована. Тем, кто обладает продвинутым гаджетом, является своим человеком в социальных сетях. А главное, умеет всем этим свободно пользоваться. На выставке нет этикеток и поясняющих текстов. Они заменены QR-кодами. За одними прячется короткий поясняющий абзац, за другими –  картинка дополненной реальности.

Блохин –  Кузнецов не пугают и даже не предупреждают. Как честные художники, а в данном проекте еще и кураторы, они констатируют факт. Человек создал искусственный интеллект, который пока еще достаточно робко (все-таки «программные ключи» находятся в мозгах и руках людей), но все увереннее вторгается в нашу жизнь. Когда мы включаем компьютер, чтобы посмотреть новости или развлекательную программу, уже нет полной уверенности, что контент на экране не создан какой-нибудь нейронной сетью. Конечно, можно выдернуть вилку из розетки, но очевидно, что это не решит наших проблем.

Об отношениях человека и машины –  инсталляция из полимерной сетки «Замкнутые системы», вынесенная на фасад «Манежа». В трех бесконечных хороводах без начала и конца закружились люди, опутанные коммуникационными сетями. Мечтатели, а среди них и сами Блохин –  Кузнецов, говорят об этике в отношениях человека и машины, искусственного и естественного интеллекта.

Проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Юристы разных стран давно бьются над ответом на вопрос, кто является обладателем авторских прав, например, на картину, созданную нейронной сетью. Если таковыми считать программистов, создавших сеть, то тогда правами на картину Рембрандта, надо считать производителей холста и красок. Но это же не так.

«Ресайклов» –  так группу принято называть –  больше занимает человеческое. Об этом серия объектов, которую можно назвать контейнерной, –  «Саркофаг», «Чаша», «Контейнер. Медитация». В них скульптурное изображение человека то «пробивается» из пластикового мусорного бака, то «погружается» в него. Это разговор о том, что неизбежное исчезновение материальных следов пребывания человека на земле не должно сопровождаться полным уходом его духовного мира. Тема совсем не нова, но Блохин –  Кузнецов находят сильные образы для ее воплощения.

Манеж1_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Интерактивная инсталляция «Вероятность» предлагает зрителю на месте зарегистрироваться на специальном сайте. Потом, получив электронный номерок, войти в темный зал, где искусственный интеллект обрушит на него в формате 3D-видео бурный поток всего, что нашел о данном человеке на просторах Интернета и соцсетей. Многим после такой шоковой терапии хочется поменьше общаться с гаджетами.

На втором этаже «Манежа» вырос «Лес истекших ссылок». Две с половиной тысячи черных искусственных деревьев –  свидетели человеческой суеты. Стоит ли тратить драгоценное время, чтобы потом плутать по виртуальным зарослям? Опять же для старого сюжета художники находят новый сильный визуальный образ.

В заключение совет тем, кто не владеет смартфоном, но хочет посмотреть выставку. Прежде чем посетить «Манеж», лучше зайти на специальный сайт выставки recyclexmanege.com. Помимо разной информации и возможности задать вопросы художникам там есть схема размещения произведений с их краткими описаниями.



#Манеж #выставка #QR-коды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6970) от 21.07.2021 под заголовком «Продвинутые в Nature».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?