В Центре мультимедиа ГРМ открылась мультимедийная выставка «Нейроэстетика в Русском музее»
Она создана на основе исследований восприятия изобразительного искусства, которые проводятся совместно научными сотрудниками центра и учеными из Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН.
ФОТО JJ Ying on Unsplash
Нейроэстетика — новое направление в науке, существующее всего немногим более 20 лет. Оно изучает эстетическое восприятие человека с точки зрения нейрофизиологии, психофизиологии и биохимии. В конечном итоге пытаясь ответить на вопрос, каким образом человек воспринимает красоту. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Наталья Шемякина, ведущий научный сотрудник Института им. И. М. Сеченова, кандидат биологических наук, в эксперименте приняли участие 28 человек в возрасте от 30 до 70 лет. Одна группа — люди, имеющие техническое, или естественно-научное, или гуманитарное образование, но не связанное с художественным творчеством. Другая группа — художники, для которых создание изображений является основным профессиональным занятием, определяет их образ жизни.
«Впервые подобные исследования проводились не в условиях лаборатории, а в реальной жизни, на выставке Михаила Врубеля, участники эксперимента сами стали исследователями», — подчеркивает Шемякина. На участников надевали легкие безопасные шлемы с датчиками, которые воспринимают биоэлектрическую активность головного мозга и записывают ее на компьютер в реальном времени. Одновременно видеокамера, установленная на плече каждого человека, фиксировала его перемещения по залам, а также снимались так называемые ай-треккинговые данные, то есть движения глаз человека, направление его взгляда во время зрительного изучения произведений изобразительного искусства.
Участникам эксперимента было предложено свободно перемещаться по выставке Врубеля, но ученые попросили их останавливаться около 17 известных картин, например, «Богатырь», «Демон», «Утро», «Царевна-лебедь», «Сирень». По словам Натальи Шемякиной, для эксперимента было важно, что это полотна большого формата, которые невозможно одномоментно увидеть целиком, а также наличие на этих картинах центрального персонажа. Время нахождения у каждого полотна составляло от одной до трех минут. Дальше нажатием кнопки на приборе участник определял силу своих эмоций, которые вызвало знакомство с той или иной картиной. От одного до трех нажатий — увиденное оставило равнодушным. 7 – 10 нажатий показывали, что нашелся сильный эмоциональный отклик, человек хочет смотреть на картину еще.
Первые результаты исследований таковы. Художники при рассматривании картин быстрее концентрируются, активнее анализируют данное изображение, не художники ведут себя расслабленно, их мозг менее активен.
Когда картина, условно говоря, «нравилась» и художникам, и не художникам, то в обеих группах решение оценить ее положительно принималось быстро, еще до первого нажатия кнопки. Если картина «не нравилась», то мозг художника продолжал анализировать увиденное и после нажатий кнопки, то есть после принятия решения. Мозг не художника уже не возвращался к этой проблеме.
До и после начала эксперимента ученые анкетировали участников на самочувствие, активность и настроение. После знакомства с выставкой эти параметры у художников улучшились, у не художников — остались прежними.
На основе полученных результатов сотрудники центра с помощью группы художников создали проект, в которым соединили визуальные образы эксперимента, проведенного на выставке Врубеля, а также исследований в мастерских художников, где фиксировалась работа мозга во время придумывания и создания картины. С выставкой можно ознакомиться по 30 ноября в залах центра, подробности — на официальном сайте Русского музея. А на следующий день — все на выставку Василия Сурикова, чтобы посоревноваться с профессионалами в умении анализировать увиденное.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7548) от 21.11.2023 под заголовком «Включаем мозг».
Комментарии