В центре «Эрмитаж — Выборг» открылась выставка «Паруса Эллады. Мореходство в Античном мире»
Фрески и амфоры, портреты пиратов и их усмирителей на резных камнях, изящные дамские украшения и глиняный гриль для приготовления шашлычков из рыбы… За каждым из почти 250 древних предметов из собрания Эрмитажа спрятаны поучительные истории, в которых соединились экономика и романтика, мифы и факты. 6+.
ФОТО автора
За 14 лет существования центра количество выставок, подготовленных для него сотрудниками Эрмитажа, приблизилось к тридцати. Соблюдается правило, принятое в 2010 году: в Выборге показывают то, что зритель не может увидеть в постоянных экспозициях Эрмитажа в Петербурге. Выставки рассчитаны на все возрасты и на любую степень подготовленности зрителя. В данном случае ему предложено, рассматривая произведения искусства и бытовые предметы, которым две и более тысячи лет, погрузиться не только в тему мореплавания у древних греков, но и подумать о том, что подарила нам античная культура.
По словам Михаила Пиотровского, генерального директора Эрмитажа, «Древняя Греция немыслима без моря. По морю греки добрались до Причерноморья и основали там свои колонии, раскопки которых стали главным источником экспонатов, представленных на выставке, так что это и про греков, и про Эрмитаж».
На вопрос, что на выставке самое главное, Ольга Горская, куратор, научный сотрудник отдела Античного мира Эрмитажа, провела небольшую экскурсию. Она начала с того, что в порядке исключения удалось получить три скульптуры из постоянной экспозиции. Это «Посейдон» — грозный бог моря, делавший опасным любое морское путешествие античных времен. Афродита, которая изображена с Эротом, была не только богиней любви. Еще ее называли Навархида (Судоначальница). Она защищала моряков от непредсказуемого Посейдона. «Эрот на дельфине» относится к редким сюжетам в античной скульптуре. Он напоминает, что Афродита родилась из пены морской.
Об отношениях Посейдона с другой богиней рассказывает изображение на гидрии (сосуд для воды) «Спор Афины с Посейдоном». Как‑то боги заметили, что Аттика, плодородная и красивая земля, не имеет покровителя. И тогда за это право поспорили Афина и Посейдон. Богиня прикоснулась копьем к земле, и там выросло первое оливковое дерево. В ответ Посейдон ударил трезубцем по скале, забил источник воды. Но бог был морским, вода оказалась соленой, непригодной для питья. Афина стала покровительницей Аттики, дала свое имя городу. Фигуры на гидрии выполнены в виде рельефа, что было редкостью. Этот сосуд мог служить свадебным подарком для девушки, а затем передавался из поколения в поколение.
ФОТО автора
После богов самое время посмотреть, чем занимались люди. На фреске, найденной в 1982 году во время археологической экспедиции в Нимфее (Крым), изображен корабль. Читается его название «Исида», эта богиня почиталась в античные времена от Египта до Причерноморья. Возможно, судно прибыло в Нимфей в день открытия навигации, когда в храмах отмечали праздник Исиды.
На первый взгляд кратер (сосуд для вина) не имеет отношения к мореплаванию. Но если посмотреть внутрь, то можно заметить, как искусный мастер расписал горло. Там изображены дельфин и плывущие по волнистой поверхности четыре корабля с кормчими и гребцами. В кратере смешивали вино с водой, наливая точно до уровня волны. Это создавало эффект, как будто корабли плывут по морю. Сравнение вина и морской стихии было популярно у древних греков. Гомер пишет в «Одиссее», что корабли плывут по «вино-цветному» морю.
Ольга Горская замечает, что крошечные резные камни иногда несут больше информации, чем большие предметы. На сердоликовой инталии 2 х 1,5 см изображены дерево с птицей, храм или эллинг, небольшая приморская вилла, дорога с идущим по ней человеком, телега с возницей, погоняющим лошадь, море с двумя кораблями, лодка с рыболовом и другим рыбаком на берегу, который поднимает удочку с уловом. Чтобы все это «хозяйство» можно было разглядеть, представлена фотография с сильно увеличенным изображением.
В соседнем разделе «Мужи, промышляющие морем» о пиратстве — занятии античных времен — показаны три инталии без таких подробностей. Это три портрета. Юлий Цезарь был удачным борцом с пиратами, Плутарх и Светоний отметили его подвиги. Гнею Помпею Магну было поручено очистить от пиратов Средиземное море за три года. Получив от Рима 500 кораблей, 120 тысяч пеших воинов и 5 тысяч всадников, он справился за три месяца. А его сын Секст Помпей, рано проявивший полководческие таланты, стал пиратом. С ним долго боролся будущий император Август, пока не добился полной победы…
Финальные разделы посвящены мирным занятиям древних греков. Главные места занимают рыбные блюда и ювелирные украшения. Впервые публика может увидеть полуметровое блюдо для рыбы. Горская обращает внимание, что кроме обычных изображений рыб блюдо украшено круговым «фризом» — хищники ловят зайцев и гусей. Это блюдо сделано мастером Пиеридесом для богатого заказчика. В центре блюда находится лунка для соуса «гарум». Его изготовляли из рыбьих потрохов. Запах стоял такой, что производство запрещалось размещать в городах. Но, по мнению древних, результат того стоил. Рядом помещен керамический гриль, также экспонируемый впервые. Он был изготовлен в Милете, а найден в 1900 году во время раскопок на горе Митридат (Крым). Тут же распечатаны рецепты Марка Апиция, римского писателя и гурмана.
Среди изящных золотых подвесок и сережек с жемчужинами находится камея «Медуза Горгона», вырезанная из хрупкого коралла. Древние греки догадывались об органическом происхождении кораллов, но для них красивее выглядел миф про капли крови Медузы, голову которой нес Персей, пролетая над морем. Легенду отразил Овидий в своих «Метаморфозах».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7559) от 06.12.2023 под заголовком «На всех парусах».
Комментарии