В центральном военно-морском музее открылась выставка «Поднебесная. Русский взгляд»
«Три вещи никогда не возвращаются обратно — время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность». Это изречение Конфуция предваряет выставку «Поднебесная. Русский взгляд», открывшуюся в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого. Экспонатами для нее поделились также музеи-заповедники «Павловск», «Царское Село», «Петергоф» и Кунсткамера.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Честно говоря, не ожидал, что узнаю на этой выставке столько для себя нового. О том, например, что о Китае на Руси слышали еще во времена Византии, хотя реальные контакты начались только с дома Романовых. Или о том, что царь Михаил Федорович — дедушка Петра Великого — получил в подарок чайный лист, а Алексей Михайлович, батюшка Петра, использовал китайский чай как лекарство.
Мы привычно повторяем, что Петр I прорубил «окно в Европу». Но одновременно он не забывал и про «окно на Восток». И вот любопытная деталь: Петр Алексеевич в Китае никогда не бывал, а интерес к нему вынес из своих европейских поездок. В домах знати ему не раз приходилось видеть китайские «диковинки» — фарфоровые изделия, лаковые панно. Подражая этому увлечению, русский царь велел устроить кабинет в китайском стиле («Лаковую камору») в своей любимой петергофской резиденции — дворце «Монплезир». Это была едва ли не первая интерьерная стилизация «под Китай» в России.
— В нашем музее не очень большая коллекция китайских предметов, поэтому каждый очень ценен, и на этой выставке многие из них впервые представлены широкой публике, — поясняет одна из создателей выставки старший научный сотрудник музея Светлана Васильева. — Среди экспонатов — фарфоровая посуда, которую привезла для Петра Великого из Китая русская духовная миссия. Чайник с двумя носиками — с перегородкой внутри. В каждую его половину можно было наливать разные сорта напитка…
Временем настоящего открытия Китая для России стало начало XIX века. Мореплаватели Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, совершая кругосветное плавание, на шлюпах «Нева» и «Надежда» прибыли в порт Макао. Они стали первыми русскими военными моряками, достигшими китайских берегов. Именно тогда там впервые взвился русский военно-морской флаг.
За два месяца стоянки было собрано много ценных сведений о государственном устройстве Китая, его экономике, быте и нравах жителей. Экспедиция Крузенштерна первой попыталась установить морские торговые отношения между нашими странами: до этого русская торговля велась исключительно по суше — через Кяхту.
Как отмечают создатели выставки, на протяжении нескольких столетий российско-китайским отношениям покровительствовали представители царствующих династий: в России — Романовы, в Китае — Цин. И вот парадокс: они начали править почти одновременно, в XVII веке, и так же почти одновременно потеряли свою власть с разницей всего в несколько лет. Синьхайская революция свергла династию китайских правителей, последний император Пу И отрекся от престола 12 февраля 1912 года. А Николай II, как известно, совершил точно такой же поступок спустя почти ровно пять лет. Совпадение, исторический рок?..
Первый контакт молодого советского государства с Китаем произошел в 1924 году. Именно тогда бывшая английская яхта, переделанная в сторожевой корабль «Воровский» (на выставке представлены его модель, а также подлинная кормовая надпись), совершив переход из Архангельска во Владивосток через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, по пути зашла в один из китайских портов. Событие было настолько значимым, что на борту корабля побывал тогдашний лидер революционного Китая Сунь Ятсен.
Советское правительство тоже придавало этому переходу исключительное значение: штурманом «Воровского» был Николай Сакеллари — в то время начальник кафедры кораблевождения Военно-морской академии в Ленинграде. Кстати, участник Цусимского сражения…
После того, как 1 октября 1949 года была провозглашена КНР, Советский Союз активно участвовал в создании флота нового государства. Китай получил не только корабли и подводные лодки, но и технологии, чертежи. В Шанхае и Ханькоу с помощью советских специалистов были построены и введены в строй судостроительные заводы. По сути дела, Советский Союз создал военно-морской флот Китайской Народной республики.
— СССР передавал Китаю и стрелковое оружие — образцы его также представлены на выставке. За очень короткий срок местные оружейники наладили его производство в КНР, — говорит еще один автор выставки, научный сотрудник музея Виктор Чириков. — Особенность в том, что они не воспроизводили точные копии, а брали за основу советские образцы и дорабатывали их под свои требования, причем даже с учетом анатомических особенностей своих военнослужащих. И сумели полностью обеспечить оружием войска своей страны.
Грандиозное полотно, созданное художником Варленом Пеном, запечатлело совершенный в 1956 году первый дружественный визит отряда советских кораблей под флагом командующего Тихоокеанского флота в Шанхай. А многочисленные фотографии, представленные на выставке, свидетельствуют о совершенно удивительной встрече, устроенной китайцами.
— Редкие экспонаты — стенгазеты двух советских кораблей, подготовленные к этому визиту. Одна — на сторожевом эсминце «Вдумчивый», другая — на крейсере «Дмитрий Пожарский». Представляете: с того времени сохранились, будучи переданными в коллекцию нашего музея! — восклицает Чириков.
Слог стенгазет — конечно же, под стать моменту: парадный, торжественный. «Китайский народ — это наши братья, братья навеки. Нет в мире такой силы, которая помешала бы нашей дружбе. Я не сомневаюсь, что каждый из нас, сойдя на берег, найдет общий язык с китайскими друзьями…».
— Обратите внимание на фотографии: наши восточные товарищи взяли за образец советскую военно-морскую форму, и китайских матросов издалека не отличишь от советских, — показывает Чириков. — Одним словом, нет никакого сомнения, что во всех сферах вклад СССР в становление военного потенциала КНР был колоссальным.
Как знак благодарности можно рассматривать тот факт, что китайцы сберегли приобретенный ими в 1990‑х годах у нашей страны авианосец «Минск». Кстати, он был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро в Ленинграде. На выставке представлена его модель, а сам крейсер ныне превращен в музейный комплекс в городе Наньтуне.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7525) от 18.10.2023 под заголовком «Благодарность по‑китайски».
Комментарии