В Царском Селе открыли Пенсионерную конюшню после шестилетней реставрации

Лошади в Царском Селе были в императорское время, живут они там и в наши дни. С этого года обитают на отреставрированной Императорской ферме. Исторический комплекс, построенный Адамом Менеласом, расположен на окраине Александровского парка рядом с Ратной палатой. После реставрации он стал многофункциональным центром с музейными экспозициями и общественным креативным пространством.

В Царском Селе открыли Пенсионерную конюшню после шестилетней реставрации | ФОТО Rach Teo on Unsplash

ФОТО Rach Teo on Unsplash

Больше двух десятков лошадей обосновались в просторных денниках обновленного здания, оснащенного автопоилками и теплым душем. Зимой они катают посетителей на санях, летом в экипажах, учат детей верховой езде и пасутся неподалеку от конюшни.

Императорскую ферму можно посетить с экскурсией. А совсем недавно к этому маршруту в Александровском парке добавился еще один уникальный объект. Это открывшаяся после шестилетней реставрации Пенсионерная конюшня. В комплекс входит павильон и кладбище, на котором захоронены 123 лошади российских императоров.

Кладбища лошадей есть на Западе, несколько лошадей захоронены у Каменноостровского дворца. Но такого большого, как в Царском Селе, нет нигде. На надгробных плитах выбиты кличка, годы жизни, под седлом какого императора ходила лошадь. Отражены даже некоторые исторические события.

Как рассказывает хранитель павильонов и скульптуры ГМЗ «Царское Село» Наталья Лансере, формирование комплекса началось после смерти Александра I.

— Остались лошади, которые уже не могли нести службу. Николай I распорядился либо сделать пристройку к ферме, либо возвести отдельное здание для лошадей-пенсионеров. Задание получил Менелас. В документах сохранились записи, где он отказывался делать пристройку и утверждал, что правильнее возвести отдельное здание. В 1827 – 1829 годах строится конюшня, на первом ее этаже располагались денники (секции, где лошадь может свободно передвигаться и проводить большую часть времени без привязи) и стойла на восемь скакунов.

Первой постоялицей стала Бьюте. По распоряжению Николая I она пришла сюда из Аничкова дворца в Петербурге и провела здесь остаток жизни. Она и захоронена первой на кладбище.

На эту конюшню попадали лошади не только по старости. К примеру, там есть стойло лошади по имени Москва. Ее сюда определили из‑за строптивого характера. Она сбрасывала наездников, никто не мог с ней совладать. Бывало, что в зимний денник, как в стационар, помещались на какое‑то время ожеребившиеся кобылы.

На первом этаже конюшни кроме денников находился музеум, куда передавалась конская амуниция. На втором располагались комнаты смотрителей, отвечавших за постояльцев. В небольшой состав обслуживающего персонала входили два-три конюха и дворник. Лошади паслись на поле за конюшней, где для них высаживали клевер.

В период Великой Отечественной войны кирпичное здание пострадало незначительно, в послевоенные годы верхние этажи использовались под жилые помещения. Со временем творение Менеласа пришло в неудовлетворительное состояние. До начала реставрации оно выглядело неприглядно снаружи и внутри.

В здании конюшни отреставрированы фасады, выполнены общестроительные работы, проведены инженерные коммуникации. На первом этаже воссозданы денники лошадей, на двух есть имена — Бьюте и Москва. Иконографии не сохранилось, цветовую гамму воссоздавали по документам. На втором этаже комната смот­рителя, где сохранился камин, он обретет облик, близкий к историческому.

Кладбище рядом с конюшней выглядит безупречно. Не осталось следа разрушений военного времени. Первое захоронение датируется 1834 годом, последнее — 1915‑м. Реставрацию сопровождала архивная работа. Установлены все клички и эпитафии на могилах лошадей, которые ходили под седлом императоров. Часть плит отреставрирована в начале 2000‑х. Тогда средства на это пожертвовал французский писатель, путешественник и специалист по лошадям Жан-Луи Гуро.

На кладбище возле Пенсионерной конюшни захоронены лошади Александра I — Лами, вороной мерин Почтенный, гнедой мерин Сегай, мерин рыжий Орлов. Среди лошадей, многие годы служивших Николаю I, вороная Надежда, темно-гнедой Гомер, серая Чара, кобыла Милая и многие другие. На захоронении Милой длинная эпитафия. В декабре 1825 года она участвовала в разгоне восставших декабристов. Из последних на кладбище обрели вечный покой кобыла Коб, служившая Александру III, и серый мерин Серко. Он родился в 1877 году, а в 1890‑м был подарен цесаревичу Николаю Александровичу сотником Пешковым, преодолевшим на нем расстояние в 8283 версты от Амура до Балтики.

Весной следующего года в Пенсионерной конюшне откроется экспозиция «Лошади на службе у императорского двора». Но сам памятник уже сейчас можно видеть во время тематических экскурсий по выходным дням на Императорскую ферму и в Пенсионерную конюшню.

Читайте также: 

В Петербурге открыта выставка «Города и веси. Пейзажи России в творчестве современных петербургских художников»

На дружеской ноге. В Зоологическом музее РАН работает необычная выставка «Сны о мамонтах»


#царское село #лошади #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7999) от 24.09.2025 под заголовком «Лошади на службе у императоров».


Комментарии