В театре «Зазеркалье» состоялась первая премьера сезона — мюзикл «Синяя птица» Сергея Плешака

Мюзикл по мотивам пьесы Мориса Метерлинка в постановке Александра Петрова.

В театре «Зазеркалье» состоялась первая премьера сезона — мюзикл «Синяя птица» Сергея Плешака | ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА/предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

В 1911 году Метерлинк получил Нобелевскую премию, в том числе и за создание этого литературного шедевра. Первым режиссером, взявшимся за постановку философской сказки-притчи, стал Константин Станиславский в Московском художественном театре. В «Синей птице» он продолжил развивать символистский театр, применив новую актерскую пластику и театральную эстетику. Метерлинк был несказанно счастлив, назвав постановку Станиславского «несравненным и гениальным чудом», которым обернулась его «скромная поэма».

Музыку к тому историческому спектаклю написал композитор Илья Сац — отец Натальи Сац, основавшей позднее знаменитый Московский музыкальный театр. Наталья Ильинична благословила в 1987 году и двух петербургских «Станиславского и Немировича-Данченко» — режиссера Александра Петрова и дирижера Павла Бубельникова на создание их музыкального театра. Поэтому, без сомнений, «Синяя птица» рано или поздно должна была долететь до «Зазеркалья», чтобы найти здесь свое уютное гнездо. Петров с Бубельниковым о ней мечтали, ее искали, пока к ним не явился будущий Волшебник Свет — артист Альберт Асадуллин и не предложил «Синюю птицу» среди других возможных сюжетов.

«Синяя птица» Метерлинка — пьеса-воспитание для читателей и пьеса-испытание для режиссеров, которые могут заблудиться в лабиринте идей, событий и персонажей, переваливающих за семьдесят единиц. Если ставить «феерию в шести действиях, двенадцати картинах» с подробным изображением всех посещаемых царств, садов, блаженств, она по протяженности вполне сможет конкурировать с одной из вагнеровских опер. В сценарии Николая Голя все компактно спрессовалось в увлекательнейшую «бродилку» с приключениями, где коварная Кошка будет периодически произносить хорошо знакомую фразу «Маршрут построен» или «перестроен».

Успешно справился с не самой простой задачей Сергей Плешак, который стал следующим после Андрея Петрова композитором, написавшим музыку к этой удивительной сказке. «Зазеркалье» сотрудничает с Плешаком уже в третий раз, и после комичного «Старика Хоттабыча» и эпичного «Гиперболоида инженера Гарина» театр знал, чего ждать. В новом мюзикле мы не услышим совсем уж небывалостей и открытий, все уже давно открыто. Но мы услышим ладно скроенный, драматургически и интонационно выстроенный опус с тембрально расцвеченным оркестром. В нем есть и много лирики, отсылающей к советской эстраде, и оперные фактуры, придающие объем, смысл и вступающие в игровой диалог с традицией, и, что самое важное, — потенциальные шлягеры, которые можно распевать, унося с собой из театра. Здесь дарят дивную сладко-тревожную Колыбельную Мамы (Сауле Искакова) в самом начале спектакля, превосходный дуэт Ночи и Кошки (Анна Снегова и Мария Мукупа) с лукаво мерцающей мажоро-минорной терцией, и другие ансамбли — сильное звено композиторского таланта Сергея Плешака. Он не пожалел фантазии для Сада удовольствий, где употребил лексику куртуазных церемоний XVIII века, схлестнув со старинными танцами (галопадами) в духе Шостаковича, а в одной из самых пронзительных сцен в Царстве будущего (территории нерожденных детей) поклонился барочным памятникам Генделя.

Мюзикл создавался в расчете на главную приглашенную звезду — Альберта Асадуллина, чье появление в спектакле задает систему координат, соединяя прошлое, настоящее и будущее. Знаменитая «Дорога без конца» Баневича, не перестающая звучать в памяти после фильма «Никколо Паганини» (этот сюжет певец тоже предлагал для потенциального мюзикла), привела Асадуллина в его 75 лет на сцену «Зазеркалья», чтобы выступить с ролью-посланием — Волшебника Света. Артист выходит со своим личным посланием городу и миру, соединяя сказку и реальность, как будто ему ведомы все те тайны, о чем написал Метерлинк. Не зря же он пел когда‑то партию мифического Орфея. Магия его голоса, с годами не утратившего юношеской силы и чистоты, одухотворяет партитуру, наделяя ее высшим смыслом.

В самом начале спектакля ребенок по соседству спросил маму: «Это кино или театр?», увидев анимацию, на которой бродили дети с животными, а над ними порхали мотыльки, словно души. Редкий случай, когда видеоконтекст в мюзикле (Игорь Домашкевич) не раздражает необязательностью, а завораживает. Синтетическая природа «Синей птицы» Метерлинка, обращенная ко всем органам чувств, сполна реализовалась в новом спектакле. Там есть на что посмотреть, о чем подумать, как завести на полную мощность механизм памяти и ассоциаций. В резонансе даже занавес, отсылающий к занавесу МХТ с «Чайкой» в центре, превращающийся в анимации в мистический пейзаж с рекой, по которой главные герои брат и сестра Тильтиль и Митиль отправились на встречу с бабушкой и дедушкой. Сцена с ними — все в белом, кроме синей птицы не ветке, — одно из визуальных откровений художника-постановщика Натальи Клеминой и художника по свету Константина Бинкина. Артисты Елена Терновая и Андрей Матвеев играют здесь свои бенефисы, вызывая слезы у зрительного зала (в котором замечена была и Алиса Фрейндлих со своей правнучкой). Здесь много резонансов с другими сказками и мифами (что предполагал сам Метерлинк) — от «Трех толстяков» до «Волшебной флейты».

Главный маг и чародей «Синей птицы» худрук «Зазеркалья» режиссер Александр Петров, как всегда, порадовал прицельным кастингом, немалую часть которого составили студенты его курса. Блестящий кастинг — это когда актер и персонаж срастаются так, что не отделить. Такими получилась великолепная пара брата и сестры в исполнении Елизаветы Майдановой и Дмитрия Федорова, превосходное трио Хлеба, Сахара и Молока, а феноменальная кошка Тилетта Марии Мукупы получила пса Тило в облике голосистого красавца Семена Фатыхова…

Так на сцене «Зазеркалья» обычно рождается то театральное чудо, за которым бегут сегодня зрители обеих столиц.


#мюзикл #театр #пьеса

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7541) от 10.11.2023 под заголовком «Сад удовольствий в «Зазеркалье»».


Комментарии