В театре «Зазеркалье» поставили детский мюзикл «Путешествие Муравьишки»

В театре «Зазеркалье» поставили детский мюзикл «Путешествие Муравьишки, или От рассвета до заката».

В театре «Зазеркалье» поставили детский мюзикл «Путешествие Муравьишки» | ФОТО Виктора Васильева предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

ФОТО Виктора Васильева предоставлено пресс-службой театра «Зазеркалье»

Этот мюзикл, официально предназначенный зрителям от четырех лет, – то редкое зрелище, что по-настоящему увлекает и детей, и взрослых. Мелкому народу все понятно, история проста и увлекательна, песенки бодры. А для мам и бабушек «Муравьишка» не превращается в испытание, которое надо просто снисходительно перетерпеть, чтобы быть хорошими родителями, – для них в тексты и музыку вложены смыслы, еще недоступные детям. Композитор Роман Львович остроумно вписал в партитуру отсылки к классическим взрослым мюзиклам и хитам советской эстрады, а поэт Вадим Жук дал героям возможность изъясняться просто, но совсем не примитивно. Оркестр, ведомый Петром Максимовым, с удовольствием перебирает «взрослые» и «детские» темы, играет с ними. Вот и ловит каждый зритель что-то свое, и радуются все вместе.

Сюжет хрестоматийного рассказа Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил» сохранил свою основу – юный муравей, оказавшийся вдали от дома, спешит к родному муравейнику и волнуется, что надо успеть до заката, а то стражи закроют вход, – но изменился в деталях вместе с поменявшимся миром. Впервые рассказ был опубликован в 1935 году, и героя, забравшегося на березу, унесло ветром вместе с пожелтевшим листом; далее вся история о том, как муравьишка сразу же стремится домой и переживает, что может не успеть. В мюзикле 2021 года герой решает сам исследовать мир, бодро прощается с влюбленной (что очевидно только взрослой части аудитории) в него муравьихой-девушкой и отправляется в путь, не чувствуя вины и не переживая никаких опасений. Другое дело, что, столкнувшись с пауком и победив его, он решает, что видел достаточно, и поворачивает домой (и тут тоже начинается беспокойство, успеет ли до захода солнца). Но в целом – история про свободный выбор свободного человека.

Мир в этом мюзикле, поставленном Анной Снеговой, подробен и населен, у героев внятно прописаны характеры. Главный герой, Мур (Семен Фатыхов), – веселый и слегка безалаберный искатель приключений; его не красит то, что он не замечает чувств подруги, но, безусловно, аудитория сразу одобряет его готовность спасать запутавшихся в сетях паука бедолаг-насекомых. Тут одна из самых занятных сцен спектакля: пленники не убеждены, что их прямо-таки надо спасать, ведь их съедят не сразу, а сейчас их жизнь полна стабильности. С технической точки зрения придумано тоже славно – это марионеточный «хор» в руках у Паучка-дирижера (Филипп Шиловский), авторы спектакля посмеиваются и над устоями оперных театров. Вейка (Екатерина Ефимова) предстает образцовой подругой героя – сочувствие, деловитость, склонность строго следовать правилам муравейника и готовность мгновенно простить путешественника за то, что он ее фактически бросил, – каждый мужчина имеет право на свое Путешествие.

Понятно, что каждому герою необходим антагонист, и в истории появляется Чер (Кирилл Павлов) — муравей, который любит раздавать ценные указания, но терпеть не может сам таскать грузы. Он неравнодушен к Вейке и был бы совсем не против, чтобы Мур вовсе не вернулся, но перед нами все-таки детский мюзикл, а не «Два капитана», поэтому ничего смертельного антагонист не сотворит и в конце даже перевоспитается. (Еще одна вполне взрослая черта детского спектакля – Чер обаятелен не менее «хороших» героев, а то любят в детских театрах на «плохишей» прямо сразу табличку вешать «пакостник, близко не подходить».)

Продуманы и небольшие роли тех героев, что Мур встречает по пути, кого просит о помощи и кому помогает сам. Блистательна корпулентная Бабочка (Елена Терновая) – чуть вздорная, но все же добродушная, готовая обидеться на юного нахала, без желания оскорбить обозвавшего ее «бабушкой», но все же величественно помогающая ему. Трогательны неловкий Жук (Александр Подмешальский) и водруженная на пятнадцатисантиметровые каблуки Водомерка (Мария Мукупа), даже стражи муравейника (Данис Бухараев и Сергей Алешин) придуманы точно – они деловиты, решительны, но не опасны (муравьиное государство – отчетливо идеальное сообщество). Дети, конечно, переживают за героя (успеет ли? а тут еще гроза начинается, и стражи не должны ждать с закрытием дверей – иначе зальет весь дом). Но взрослым-то, что видят в герое своих подрастающих младенцев, которые вот-вот отправятся в свои первые самостоятельные походы (да хоть в школу), ясно: все будет в порядке, он найдет дорогу, он справится. И вот это чувство безопасности и уверенности в правильном устройстве мира – один из главных подарков, что делает мюзикл в «Зазеркалье» своим зрителям. Пусть оно длится недолго – помогает оно всерьез.

#дети #театр #мюзикл

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (6904) от 15.04.2021 под заголовком «Хождение за три ручейка».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?