В Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева в третий раз прошел детский театральный фестиваль «Б’АРТ’О»

А вместе с ним, в его рамках, — и драматургическая лаборатория «Пьесочница».

В Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева в третий раз прошел детский театральный фестиваль «Б’АРТ’О» | ФОТО Martin de Arriba on Unsplash

ФОТО Martin de Arriba on Unsplash

С одной стороны, организаторы «Пьесочницы» хотели бы вдохновить современных драматургов на создание детских пьес. С другой — отыскать и ввести в круг внимания театральных режиссеров (в идеале — вывести на сцену) лучшее из того, что написано для юных зрителей в последнее время. Для этого придумали специальный конкурс. В 2023 году на него было прислано шестьдесят пьес, из которых эксперты отобрали три самые интересные, рассчитанные на разный возраст. А затем провели на Новой сцене ТЮЗа читки этих пьес — для детей из теат­ральных коллективов, принявших участие в фестивале, будущих театроведов, профессиональных критиков и других заинтересованных лиц.

Студенты актерско-режиссерского курса мастерской Семена Спивака в Институте сценических искусств, которых пригласили к участию в драматургической лаборатории, подошли к вопросу творчески. Они не просто прочитали пьесы для зрителей, но подготовили театральные эскизы возможных постановок.

Гостей и участников фестиваля «Б’АРТ’О» ознакомили с сочинениями Анны Гейжан «Гномы московского метро», Вадима Федорова «Про Сашу» и Леси Гуры «В ритме Жоры». Все три автора не впервые пробуют себя в детской драматургии. Их пьесы (и не только пьесы), при желании, можно отыскать на просторах Интернета. Кроме той, которую представила Анна Гейжан. «Гномы московского мет­ро» были написаны специально для «Пьесочницы», и читка стала для них своего рода премьерой.

О чем современные литераторы захотели поговорить с юным зрителем? О чрезмерном влиянии на неокрепшие детские души электронных гаджетов. В сочинении Вадима Федорова Леший (он же Домовой), представитель родного фольклора, вступает в противоборство с персонажами, которым телефон и планшет заменили семью, а виртуальное пространство — реальный живой мир. Леший выигрывает с разгромным счетом и становится другом главного героя.

Леся Гура, студентка магистратуры Института сценических искусств по специальности «драматургия», выбрала более сложную тему. Она предлагает поразмышлять о жизни, как о творческом процессе. О внутреннем ритме человека — камертоне, который помогает найти друзей и любовь. Главный герой слышит ритмы других людей и даже предметов. Он мечтает стать барабанщиком и найти своего отца. Однако в конце концов понимает, что любить надо тех, кто рядом. Текст пьесы поэтичен, музыкален, это практически белый стих, главное выразительное средство автора.

Совсем другую историю представила Анна Гейжан. «Я хотела создать волшебный мир, в который захочется приходить зрителю», — говорит она. В ее мире рядом с людьми живут гномы со смешными именами. У каждого из них есть чудесные звезды — аналоги волшебной палочки. В их подземелья ведет маленькая дверь на одной из станций московского метро. И вот главная героиня знакомится с ровесниками из гномьего мира, отправляется на поиски приключений и своего отца (да, эта тема возникает и здесь), а потом… возвращается к маме. Как обещает автор, продолжение следует.

Все три театральных эскиза имели успех у детского жюри «Пьесочницы», но выбран был один, лучший. Им стали «Гномы московского метро». «Для детского организма тяжело, когда много непрерывного текста со сложными названиями», — объяснил один из юных арбит­ров. В сказке Анны Гейжан, ориентированной на младших школьников, ничего такого нет. Зато есть четко выстроенное действие. А также много живых, забавных подробностей и необычных, симпатичных персонажей. Например, говорящий камень по имени Вишня, который мечтает стать деревом и питается песком и крошками шоколадного печенья.

«Сказки нынче в дефиците», — эта фраза прозвучала на обсуждении (им завершалась каждая читка). Судя по реакции зала и выбору жюри, юные (и не только) зрители действительно соскучились по сказкам.


#театр #дети #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7555) от 29.11.2023 под заголовком «Сказки нынче в дефиците».


Комментарии