В театре «Суббота» все большее внимание уделяют современной драматургии
Он всегда был и остается новаторским, экспериментальным — живым, откликающимся на все, что волнует людей. Конечно, на этой сцене ставят и классику, но в последнее время все большее внимание уделяют современной драматургии.
ФОТО Kyle Head on Unsplash
Пять лет назад с легкой руки главного режиссера Андрея Сидельникова и театроведа Татьяны Джуровой в «Субботе» запустили конкурс коротких пьес Stories («Истории»). Драматургических конкурсов в России немало, но Stories не затерялся среди них. Возможно, потому, что предложенный формат коротких, не более 12 компьютерных страниц, пьес попал в нерв времени. Количество пьес, присылаемых на конкурс, с каждым годом увеличивается. Поступают они со всей России, из Белоруссии, из‑за границы. В этот раз драматурги прислали 450 сочинений.
— Наша жизнь изменилась, ускорилась, и современный зритель, живущий в напряженном ритме, далеко не всегда готов воспринимать большие «романные» формы, — так определил одну из причин популярности Stories театровед и член жюри конкурса Владимир Кантор.
Драматургов привлекает возможность увидеть свое произведение на сцене. Ведь чаще всего пьесы, отмеченные на различных конкурсах, доходят лишь до читки. А вот пьесы, победившие в конкурсе Stories, нередко становятся полноценными спектаклями и входят в репертуар. Нынешний сезон в театре начался с премьеры шести коротких спектаклей, поставленных по пьесам, победившим в прошлогоднем конкурсе. Билеты на показы эскизов, поставленных режиссерами по пьесам, вышедшим в финал, расхватывают мгновенно. После показов зрители остаются, чтобы обсудить увиденное. Потому что людям важна возможность прикоснуться к материалу, который отражает наше время. Важно и то, что в пьесах звучит современный русский язык — живой, с его сиюминутными особенностями.
Владимир Кантор, прочитавший сотни пьес, присланных на Stories, заметил, что многие из них посвящены не внешним событиям, не социальным темам, а, так сказать, экзистенциальным. Герои пьес словно вглядываются в себя, пытаются разобраться в своих мыслях и чувствах, понять, кто мы, как взаимодействуем друг с другом, в чем причина непонимания и конфликтов. Одна из главных тем, которые волнуют сейчас драматургов, — исследование человеческого «я». Возможно, подобная оптика — взгляд внутрь — связана с форматом пьес: они короткие, часто монологичные.
Еще одна важная тема — тема семьи, отношений с родителями. А в нескольких пьесах важнейшее значение обретает фигура отца — реального или присутствующего лишь в воспоминаниях.
К сожалению, нет возможности рассказать о каждой из пьес, которые вышли в финал конкурса. Скажу о двух. Одну из них — «Пьяный космонавт» написала Люся Прохоренко, которая работает в Перми в Театре-Театре, а эскиз поставил Сергей Соболев, выпускник РГИСИ (курс Вениамина Фильштинского).
— Эта пьеса — моя попытка разобраться в том, что такое зависимость, и показать пьющего человека не как однозначно плохого или хорошего. Думаю, все устроено гораздо сложнее. Мне было важно описать абсурдность аргументов и пьющей, и осуждающей сторон и найти контраргументы для обоих. Ведь решение невозможно без диалога, а диалог невозможен в условиях, когда один прав, а другой виноват. Люди начинают пить, не имея зависимости, значит, причина пьянства в чем‑то другом, — говорит Люся Прохоренко.
Режиссер решил эскиз как историю о человеке, которого никто не любит. Причина зависимостей, бегства от реальности, по его мнению, часто заключается в отсутствии любви.
Меня же больше всего «зацепила» пьеса Марии Фоменко «Солнечные змеи». Мария сейчас учится в магистратуре РГИСИ у драматурга Натальи Скороход. В пьесе рассказана история совсем молодого человека, мир которого из‑за психологической травмы рушится. И надо собрать его осколки заново, чтобы продолжать жить. Внешне эта метаморфоза выражается в пазле из тысячи частиц, который собирает герой… Эскиз по этой пьесе поставил молодой режиссер Фамил Джавадов, который в 2021 году окончил РГИСИ.
Читая вышедшие в финал пьесы, я думала, что их структура часто кажется нетеатральной. Погружаться в поток сознания героя, следить за переливами его психологических состояний, смотреть на мир его глазами интересно. Но как это поставить на сцене? Сложно представить. Задача режиссеров, которые работают над эскизами, — показать один из возможных сценических вариантов. Интересно наблюдать, как тексты превращаются в действие, как оживают герои, обретают плоть и кровь.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7588) от 24.01.2024 под заголовком «Коротко и ярко».
Комментарии