В Театре музкомедии состоялась премьера концерта «Дунаевский-гала»
Премьера концертного проекта «Дунаевский-гала, или «Советский Моцарт» в Театре музыкальной комедии открыла забытые страницы из оперетт Исаака Дунаевского.
Роман Вокуев, Андрей Алексеев и Иван Корытов в сцене из спектакля Театра музыкальной комедии / ФОТО Марии Ковалевой / Предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии
Его музыку знают прежде всего по черно-белым кинолентам, продолжающим собирать высокие рейтинги на разных телеканалах. «Цирк», «Весна», «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Дети капитана Гранта» и многие другие жили, живут и еще долго будут жить в народной памяти благодаря не только выдающимся актерским работам Любови Орловой, Фаины Раневской, Леонида Утесова, Константина Черкасова, но и песням, которые распевают их герои.
Славы композитора музыкальных кинокомедий, поставленных режиссером Григорием Александровым, конечно, более чем достаточно. Но Дунаевский создал и одиннадцать оперетт, среди которых «Вольный ветер», «Золотая долина», «Сын клоуна», «Соломенная шляпка», «Белая акация».
Дунаевский начинал свою карьеру в музыкальном театре в Москве, но в 1929 году перебрался в Ленинград, где прожил до 1941 года и где вскоре завел творческую дружбу с Леонидом Утесовым, разделявшим с ним увлечение джазом.
«Советским Моцартом» называли не только Дунаевского, но и спустя десятилетия еще одного виртуозного песенника, наделенного щедрым мелодическим даром, – Андрея Петрова. Творениям обоих присущи солнечность, легкость, открытость, щедрость, задор, привлекавшие и знатоков, и любителей. Дунаевскому в Театре музкомедии повезло больше, поскольку его оперетта «Женихи» с уморительным остросатирическим сюжетом, поставленная в 2014 году, продержалась в репертуаре несколько сезонов. В главной женской роли блистала Елена Забродина. А вот за мюзикл «Петр Первый» Андрея Петрова здесь пока, к сожалению, браться не решились, но есть надежда, что все еще впереди, ведь Театр музыкальной комедии на протяжении многих лет держит репутацию коллектива, заботящегося о сохранении и активной жизни наследия разных времен.
«Дунаевский-гала» напомнил публике о таком феномене, как советский Голливуд. Артисты же Театра музкомедии вновь доказали, что именно здесь сегодня находится мощный исполнительский ресурс. Когда артисты выстроились на авансцене для нескольких куплетов финальной песни «Марш энтузиастов», глаза зрителей разбежались от ослепительной яркости и индивидуальности каждого из солистов – так сияет жемчуг в сундуке с несметными сокровищами. Бери и ставь на любого из них новый хит, позволили бы только технические возможности сцены!
На «Дунаевском-гала» этим индивидуальностям помогали открываться мелодии, полные моцартовского заразительного жизнелюбия и мелодико-ритмической изобретательности. Уроженец Полтавской губернии, полное имя которого звучит как Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф, Дунаевский проявил себя в музыке как человек мира, впитав генетику песни и оперы, романса и модных в то время танцев, фольклора и джаза. Советская оперетта должна была поддерживать идеологический фасад счастливой страны советов, тщательно уводя в тень внутриполитические проблемы.
Режиссер-постановщик и балетмейстер Владимир Романовский придал действу черты ревю и интерактивной беготни, а сценограф Ирина Долгова отправила воображение зрителей на Южный берег Крыма, посадив по бокам сцены кипарисы и дразня блеском морской глади на заднике. Без блюстителей нравственности не обошлось: милиционеры и человек с повязкой ДНД появлялись в зале регулярно, иногда пускаясь вдогонку за героями оперетты «Вольный ветер» матросами Фомой и Филиппом (ими поочередно были искрометные каскадники и простаки Владимир Ярош и Владимир Садков, Роман Вокуев и Иван Корытов).
Александр Круковский в костюме строителя фирменно повеселил поклонников в куплетах Павла из «Золотой долины». В куплетах Ивана из «Сына клоуна», исполненных тенором Олегом Коржем, нельзя было не расслышать эффектно аранжированных цитат Хабанеры из «Кармен» Бизе и ариозо Канио из «Паяцев» Леонкавалло. Всегда щедрый на примадонн Театр музыкальной комедии представил в этом концерте целую россыпь (отсутствовала по причине трудностей полузакрытых границ полька Катажина Мацкевич). Наталья Савченко исполнила пронзительный романс Ирины из оперетты «Сын клоуна», Анна Булгак заставила зал слушать не дыша песню Маруси из «Дороги к счастью», а Карина Чепурнова была неотразима в дуэтах с кавалерами. Светлана Лугова с Олегом Ромашиным зажгли зал дуэтом Маркёра и Вдовы из «Женихов».
Откровением стала песенка грузинки Кэто о маме из «Золотой долины», которую пронзительно-нежно исполнила Елена Забродина. Дунаевский вплел в ее мелодику лирику дружеских русского и грузинского народов, приправив щепоткой иудейской орнаментики и полив соусом неаполитанской песни. Совсем другой Кэто предстала колоритнейшая Валентина Кособуцкая, предлагавшая квартиру на Черном море с «биноклем с видом на Средиземное» в юмористическом характерном дуэте с Олегом Флеером.
Безупречно чувствующий опереточную стилистику Дунаевского, знающий чувство меры дирижер Андрей Алексеев придавал событию «шик, блеск и красоту».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (6879) от 11.03.2021 под заголовком «Энтузиасты Музкомедии».
Комментарии