В театре ЛДМ состоялась премьера мюзикла «Дама Пик»
Премьера мюзикла «Дама Пик», написанного четырьмя композиторами – Сергеем Рубальским, Антоном Таноновым, Артемом Потайкиным и Евгением Долговым как предыстория пушкинско-чайковской «Пиковой дамы», состоялась на сцене Театра ЛДМ.
ФОТО Анны БУБНОВОЙ/предоставлено АНО «Творческий центр продвижения театра и кино «Глас Муз»
Коль скоро композиторов четыре, авторов текста либретто оказалось ровно столько же – Софья Стрейзанд (она же режиссер-постановщик), Игорь Шевчук, Евгений Фридман и Лиза Васильева. Коллективное творчество пошло продукту на пользу: результатом стало вовсе не лоскутное одеяло, а произведение в своем жанре цельное, местами и вовсе виртуозно упакованное как сценарно, так и музыкально. В нем история о безумном Германне и его мистической связи с Графиней получила новое дыхание.
#INJECT_1#
Петербуржец как никакой другой россиянин обречен и Пушкиным, и особенно Чайковским разгадывать тайну «Пиковой дамы», которая с определенного момента жизни становится частью его биографии. Эта опера идет и в Мариинском, и в Михайловском театрах, без нее не обходится ни один школьник, которого родители хотя бы раз привели в оперный театр. Магнетизм «Пиковой дамы» Чайковского заключен не только в нумерологических шалостях Петра Ильича, который сочинил трижды повторенный мотив «три карты» как магическое заклинание, не только в шедеврах каждого поворота музыкальной речи. «Пиковая дама» представляет реальные городские маршруты, своего рода карту передвижений главного героя. Эта карта увековечена в Мариинском театре в постановке Юрия Темирканова, где без труда, почти как на экскурсии узнаются знаковые архитектурные памятники города.
Позаботился композитор со своим братом-либреттистом и об остросюжетной игре времен, а оперный театр в отсутствие киноиндустрии служил тогда единственным местом для мгновенных перелетов из эпохи в эпоху. Интермедия «Искренность пастушки» со стилизациями под Моцарта и Гайдна уносит слушателей в юность Графини, а сама она, вернувшись в свою опочивальню после утомительного бала, пускается в воспоминания, аранжированные песенкой из оперы Гретри «Ричард Львиное Сердце», которые отправляют нас еще дальше во времени – ко французскому двору и маркизе де Помпадур.
Для четырех композиторов «Дамы Пик» главным и единственным источником постмодернистских игр стала музыка именно «Пиковой дамы» Чайковского в виде ключевых лейтмотивов и узнаваемых цитат. Друзья судачат у решетки Летнего сада словами прозы Пушкина о Графине, по которой «вся молодежь с ума сходила». Вскоре перед публикой предстанет та самая московская красавица, но не под именем Натальи Петровны Голицыной, а Натальи Чарской. Для актрисы Анастасии Вишневской маска роковой красавицы создана так, что сквозь невинность и чистоту уже проглядывают порок и бездна. Эта барышня строгих правил и манер – дочь азартного отца-вдовца, проигрывающего состояние. Драгоценное колье, семейную реликвию, он закладывает в карточной игре.
За грехи отца и страдает юная Наталья, которая приходит к Сен-Жермену, открывшему ей после ночи любви тайну трех карт. Исполнитель роли Сен-Жермена Ростислав Колпаков наделил своего героя не только «форматным» голосом, но и аурой своих персонажей, сыгранных ранее. Прежде всего графом Кроллоком из «Бала вампиров». Этот мюзикл Романа Полански вообще стал отличным и хорошо усвоенным уроком, кажется, для всех без исключения создателей мюзикла «Дама Пик». А графиня Чарская в своей уже старческой реинкарнации превратилась в дальнюю русскую родственницу вампира благородных кровей.
Одна из ее финальных арий выстраивает смысловую параллель к «духовным излияниям» Кроллока, уставшего от вечной жизни. Открытием «Дамы Пик» стал Ярослав Баярунас в двойной роли Филиппа: он был свидетелем молодости Натальи Чарской и Германном уже в другом веке. Его превосходный голос, голос одержимого юноши, выражал гамму эмоций и демонстрировал универсальность дарования. Четырем композиторам удалось создать увлекательную партитуру, изобиловавшую потенциальными хитами, лишенными мюзикловой пошлости и агрессивной навязчивости. Особым удовольствием для искушенного уха были диджейские замиксовывания с мотивами оперы Чайковского, смелые и удачные игры с ритмами, мелодиями и даже оркестровыми тембрами легендарной петербургской оперы. И если бы не бедность декораций, хотя и не убийственная, но все же очевидная, этот спектакль мог бы вступить в серьезную конкуренцию даже с «Балом вампиров», ради чего, вполне вероятно, и задумывался.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7010) от 16.09.2021 под заголовком «Новые карты «Пиковой дамы»».
Комментарии