В Театре имени Комиссаржевской открыли выставку к 89‑летию со дня рождения Михаила Жванецкого
К 89‑летию со дня рождения Михаила Жванецкого в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской открыли выставку «Жванецкий и Габриадзе. Линии» (6+).
ФОТО автора
В витрине — несколько книг Жванецкого, вышедших уже после его смерти («Высказывания», «Год за два», пятитомник «Собрание произведений»). В центре фойе — конструкция, на которой, словно на просушку, вывешены листы с цитатами, смешными и грустными («Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве», «Мудрость плюс молодость — гений, мудрость минус молодость — одиночество» и так далее). На стендах — фотографии (юный Михаил Жванецкий, он же, но повзрослевший, один и вместе со своими современниками и друзьями…). Еще есть страницы рукописей Жванецкого — про любовь и не только. И, конечно, рисунки Резо Габриадзе, с которым писатель дружил больше трех десятков лет и который оформил семь его книг. Как рассказывает вдова сатирика Наталья Жванецкая, «они оба были очень талантливы, легки и обладали чувством юмора, понимали друг друга без объяснений».
Габриадзе больше известен как автор сценариев к фильмам Георгия Данелии «Мимино», «Кин-дза-дза», «Не горюй!». Однако он еще и прекрасно рисовал, занимался живописью, делал театральные куклы. Его рисунки к пятитомнику Жванецкого не являются иллюстрациями в буквальном смысле слова. Их главный герой — сам писатель. Как говорит Наталья Валерьевна, Михаил Михайлович писал не на листах, а в небольших блокнотах, которые всегда носил с собой. Записи делал там, где придется (придет мысль), — в кафе, на бегу, на коленке… Об этом и вспоминает Габриадзе. На его быстрых, легких, но изобилующих забавными подробностями скетчах Жванецкий пишет, читает, мечтает в самых неожиданных местах и позах — сидя на телевизоре, стоя под снегопадом, но в тазике с горячей водой, выглядывая из‑за забора, отдыхая в восточном халате… А вокруг — одесские улочки, ленинградские парадные, московские дворики — среда обитания Михаила Михайловича. Впрочем, и вся экспозиция в целом — попытка воссоздать атмосферу, в которой жил и работал сатирик.
«Эта выставка — маленькая, домашняя, — сказала Наталья Валерьевна на открытии. — У нас дома такие картинки тоже висят по две, по три по лестницам, над диванами…» Получается, что экспозиция в фойе театра — приглашение. Не то чтобы прямо в дом, но в книги Жванецкого, его мир. И на спектакль «В осколках собственного счастья», который режиссер Григорий Дитятковский поставил в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской по произведениям писателя. Поэтому выставка открыта здесь, а не где‑нибудь еще.
Впрочем, лиха беда начало. После 26 марта экспозиция переедет в Публичную библиотеку. Наталья Жванецкая подарила книгохранилищу несколько изданий Михаила Михайловича и в ответ получила приглашение разместить выставку в пространстве библиотеки — чтобы ее могли посетить больше зрителей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7371) от 10.03.2023 под заголовком «Среда обитания».
Комментарии