2Vtzqv4Hz9U

В Театральной библиотеке открылась выставка «Посвящение Мольеру»

15 января этого года исполнилось 400 лет со дня рождения французского драматурга Жан-Батиста Мольера. А 1 октября начался фестиваль «Петербург. Пространство Мольера». Авторы идеи и организаторы — Театральная библиотека и Молодежный театр на Фонтанке. Фестиваль поддержали десятки библиотек, два музея и множество театров, где идут спектакли по мольеровским пьесам. Одно из главных событий фестиваля — выставка «Посвящение Мольеру», которая открылась в Театральной библиотеке.

В Театральной библиотеке открылась выставка «Посвящение Мольеру» | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

«Как мне ни досадно, я все‑таки должен смеяться» — эта цитата из ­Мольера на афише выставки сразу обращает на себя внимание посетителей. На вернисаже гостей встречали актеры, одетые в исторические костюмы мольеровской эпохи. Они рифмуют ее жизнь: камзолы, платья на фижмах, пудреные парики и высокие каблуки, белила, румяна… Красавец в камзоле был очень галантен. Ласково, но решительно он брал входящих дам за руку, предлагая сфотографироваться на память. Все охотно соглашались — таким кавалерам не отказывают.

Директор Театральной библиотеки Анастасия Гай рассказала о редких книгах, которые можно увидеть сейчас на выставке. Раритет из раритетов — «Школа жен» на французском языке, изданная в 1662 году, при жизни Мольера.

Некоторый трепет вызывают и экземпляры пьес Мольера, по которым в XVIII веке учили роли актеры из первой профессиональной труппы Федора Волкова. Представлены издания пьес «Школа мужей», «Жеманные щеголихи», «Сицилианец», «Мизантроп».

Экспонаты из своих архивов для выставки предоставили и петербургские театры. Из Александринского — материалы, рассказывающие о работе над мольеровским «Дон Жуаном» Всеволода Мейерхольда. Режиссер ставил пьесу трижды — в 1910 году с декорациями и костюмами Александра Головина, в 1922‑м и в 1932‑м. К этому времени Александринка уже называлась Театром драмы им. Пушкина. В экспозиции есть афиша, приглашающая публику на спектакль «Дон Жуан» в конце декабря 1932 года. В роли Дон Жуана — народный артист республики Юрий Юрьев. Он исполнял эту роль во всех трех редакциях и в первом спектакле 1910 года. Неизменным оставался и финал, когда героя постигала кара небес — адское пламя, ­вырывающееся из преисподней…

Ныне театр снова Александринский. Из его фондов поступил халат Оргона из спектакля «Тартюф», поставленного Николаем Петровым в 1929 году. Оформлял спектакль Николай Акимов. Халат — лимонно-желтый, с отделкой «леопардовым» мехом по воротнику, манжетам и подолу — придумал тоже он.

Мольер_Лекарь поневоле_Игорь Любимов.jpg
ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Театр марионеток им. Деммени прислал кукол, которые играли в «Лекаре поневоле» (1958 г.) (на снимке снизу). Оформляла спектакль Татьяна Бруни. Марионетки висят на стенах, можно рассмотреть их костюмы в деталях.

Из БДТ на выставку передали фотографии спектаклей. Есть тут снимки булгаковского «Мольера», поставленного на сцене БДТ Сергеем Юрским (на снимке сверху).

Вот он — в парике и камзоле— в роли самого драматурга.

Конечно, снимки доносят лишь бледный призрак ушедшего ­спектакля. Но даже они дают представление о красоте сценографии, созданной для сцены БДТ Эдуардом Кочергиным. Ах, эти многоярусные люстры-жирандоли, имитирующие мерцание свечей. Крошечные лампочки то угасали, погружая сцену во тьму, то разгорались ярко, заливая все волшебным светом.

Костюмы делала Инна Габай. «Я играла Арманду и помню это физическое ощущение костюмов. Они были сшиты по моде времен Мольера с соблюдением всех правил кроя, но это внутренняя часть, которая касалась тела. Внешне они были как бы обтянуты редкоячеистой, напоминающей рогожу или мешковину, фактурой. Она объединяла нас всех, актеров труппы Мольера. Мы были все из «одного теста», — вспоминала Наталья Тенякова.

Как говорили на вернисаже, ­Мольер в России входит в число самых популярных драматургов наряду с Шекспиром, Чеховым и Островским. Посмотрим на афиши петербургских театров — его пьесы не сходят со сцены. «Тартюф» (сейчас в городе идут три спектакля по этой пьесе), «Кабала святош», «Мнимый больной», «Версальский экспромт», «Мизантроп»… Есть даже балет — «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» Бориса Эйфмана.

Кстати, 11 октября в Театральной библиотеке состоится встреча с солистами Театра балета Бориса ­Эйфмана Любовью Андреевой и Олегом Габышевым, которые расскажут о работе над ролями. А еще там проходят экскурсии по выставке. Посетить их можно 8, 18, 22 и 29 ­октября. Начало в 13.00. Все мероприятия в ­библиотеке бесплатные, нужна предварительная регистрация.


#Мольер #выставка #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7269) от 05.10.2022 под заголовком «Посвящается Жан-Батисту Мольеру».


Комментарии